Активированный уголь из нанотрубок сделали дешевым — Naked Science

Активированный уголь из нанотрубок сделали дешевым

Международная группа ученых разработала клеточно-активированный уголь на основе углеродной пены с повышенным показателем адсорбции. Результаты исследования представлены в журнале Nano.

Традиционный активированный уголь представляет собой пористый материал с очень большой удельной поверхностью. Это свойство позволяет использовать такой уголь, например, в медицине — для очистки и извлечения различных веществ. Для его получения сырье (древесину, каменный уголь) обугливают и активируют с помощью термохимической или термической обработки. В результате на поверхности вещества образуются микро-, мезо- и макропоры.

Альтернативой «обычному» активированному углю может служить материал на основе углеродной пены — сетки из углеродных нанотрубок и кластеров, обладающей крайне низкой плотностью и большой площадью поверхности. Внутри объема такие пены могут активироваться термохимически с образованием микро- и мезопор на стенках макропор. При этом в роли прекурсора вещества до сих пор выступали относительно дорогие фенолформальдегидные смолы (PF).

В новой работе ученые из Фуцзяньского университета сельского и лесного хозяйства (КНР) и Университета Брунеля (Великобритания) представили более доступную технологию получения клеточно-активированного угля. Вместо PF авторы использовали карбамидофенолформальдегидные смолы (PUF) — они извлекаются из растений, дешевы и содержат танины. Последние, в свою очередь, обладают вяжущими и дубильными свойствами и применяются, в том числе, в медицине.

Принцип активации угля. / © Weigang Zhao et al., Nano, 2016

В результате исследователи получили клеточно-активированный уголь с микро- (менее двух нанометров) и мезопорами (от двух до 50 нанометров) на стенках макропор (от 100 до 600 микрометров). При этом вещество не требовало модификации азотом — он поступал в ячейки из смол. Легирование угля азотом повышает показатель адсорбции (в эксперименте — углекислого газа и водорода) и оптимизирует его электрохимические и электрические свойства.

По мнению авторов, потенциально новое вещество, таким образом, может использоваться как замена традиционному активированному углю не только в медицине, но и промышленности. Например, как и «обычный» уголь, он может служить носителем катализатора или накопителем энергии. В то же время за счет структуры клеточно-активированный уголь обладает повышенной адсорбцией. В следующих работах ученые продолжат изучение его свойств.

Психологи провели исследование и выяснили, что четверть граждан США могут чувствовать себя вполне счастливо, не имея детей. По крайней мере, это показала выборка почти из тысячи человек.

Астрономы дали окончательное объяснение загадке «великого затухания» звезды Бетельгейзе: сверхгигант теряет массу, формируя облака новой космической пыли.