Закрыть10

Африканские «мигранты» побуждают к пересмотру теории расселения Homo sapiens

Исследователи в очередной раз нашли доказательства того, что предки человека разумного как минимум несколько раз покидали Черный континент, смешиваясь с разными видами, проживающими на других территориях. Данные выводы могут «состарить» Homo sapiens.

Тезис об «африканском» происхождении человека мало у кого из исследователей вызывает сомнения. Долгое время палеонтологи также считали, что предки современного Homo sapiens расселились по планете в рамках единой крупной миграционной волны, имевшей место примерно 60 тыс. лет назад. Однако новые исследования говорят в пользу того, что волны миграции (пусть даже и не столь масштабные) происходили и раньше. Один из таких выводов международный коллектив ученых изложил в журнале Science. Краткий обзор предоставил International Business Times.

Ученые проанализировали архаичную ДНК и окаменелости древних Homo sapiens, которые были выявлены в юго-восточной части Азии. Возраст найденных на территории Южного и Центрального Китая останков, как оказалось, достигал 120 тыс. лет.  Следует также отметить, что проведенные недавно генетические исследования продемонстрировали, что два процента генома проживающих в Папуа — Новой Гвинее аборигенов унаследованы от предков, которые покинули Африку более 60 тыс. лет назад.

Карта расселения Homo sapiens / ©International Business Times

Эти выводы хорошо соотносятся с тезисом, согласно которому первые вышедшие из Африки древние Homo sapiens скрещивались с другими видами, проживающими вне Черного континента, еще примерно 200 тыс. лет назад. Следует сказать, что геном почти всех современных неафриканцев имеет до 4% неандертальской ДНК. В то же время у меланезийцев 5% ДНК унаследованы от т. н. «денисовского человека» — предположительного вида или подвида вымерших людей, о котором мы почти ничего не знаем.

Новое открытие не противоречит тезису о массовой миграции, которая произошла приблизительно 60 тыс. лет назад, однако служит хорошим подтверждением того, что первые люди покинули Африку намного раньше. Это, кроме прочего, может в будущем еще больше «состарить» вид Homo sapiens.

Его, впрочем, и так сложно назвать «молодым». Ученые полагают, что первые представители вида появились примерно 200 тыс. лет назад — примерно тогда, когда жила т. н. митохондриальная Ева. Ряд исследователей идут еще дальше, говоря, что первые представители Homo sapiens возникли еще 300 тыc. лет назад и тогда же расселились едва ли не по всей Африке. Правда, эти существа все же были довольно далеки во многих отношениях от людей современного типа.

Аватар пользователя Farid Valitov