Ученые отследили траектории похотливого и дружеского взгляда

Американские психологи показали, что направление взгляда мужчин и женщин отличается в зависимости от собственного и потенциального межличностного статуса наблюдаемого.

13.3K

Выбор редакции

Основой сенсорного восприятия человека выступает зрение. Помимо ориентирования в пространстве оно играет важную роль в социальных познании и коммуникации. Так, вероятность дружеских и романтических отношений нередко повышают физические признаки, которые ассоциируются с красотой — сходство и симметрия. При этом направление взгляда при оценке потенциального приятеля или супруга, как считается, специфично и, кроме того, зависит от пола. Например, предполагается, что мужчины, глядя на возможного партнера, скорее обратят внимание на грудь, тогда как женщины — на ноги. Вместе с тем наиболее значимой для визуального контакта частью тела независимо от целей и половой принадлежности, по-видимому, является лицо.

 

До сих пор экспериментально гендерные различия зрительной функции в контексте любовных и приятельских взаимодействий не изучались. Чтобы устранить этот пробел, специалисты из Канзасского университета и Колледжа Уэллсли использовали айтрекер. Участие в исследовании приняли 105 гетеросексуальных студентов в возрасте 18–30 лет (более половины не состояли в отношениях). В двух сессиях они просмотрели 20 фотографий и затем ответили на восемь вопросов, оценив, насколько готовы сформировать с человеком на изображении пару или дружбу. Стимулы с потенциальными товарищами включали в себя представителей обоих полов, люди на снимках сохраняли нейтральную позу, были одеты и видны в полный рост.

 

На этапе обработки данных авторы проверили, на какие части тела испытуемые смотрели в первую очередь, дольше и чаще. Результаты показали, что и мужчины, и женщины при оценке возможных друзей сперва останавливали взгляд на бедрах и ступнях, а романтических партнеров — голове, груди и талии. По аналогии чаще и дольше добровольцы (без учета пола) удерживали внимание на ступнях и бедрах (друзья) или голове и груди (супруги). Причем, в соответствии с прошлыми наблюдениями, мужчины в целом больше сосредоточивались на груди изображенных людей, а женщины — на груди и голове. Примечательно также, что одинокие участники в среднем дольше разглядывали тело потенциальных партнеров, чем лицо.

 

Продолжительность взгляда мужчин (a) и женщин (b) на разные части тела потенциального друга и романтического партнера / ©Omri Gillath et al., Archives of Sexual Behavior, 2017

Продолжительность взгляда мужчин (a) и женщин (b) на разные части тела потенциального друга и романтического партнера / ©Omri Gillath et al., Archives of Sexual Behavior, 2017

 

Женщины же в общем дольше смотрели на фотографии, чем мужчины, вне зависимости от целей. По словам авторов, частично полученные данные противоречат выводам, сделанным ранее. Хотя испытуемые действительно предпочитали разглядывать прежде всего лицо, они не всегда акцентировали на нем внимание. Это предположение подтвердилось только для любовного контекста и в основном для женщин. Стоит отметить, новая работа имеет ряд ограничений. Так, люди на фотографиях были одеты: опыт другой группы ученых от 2006 года предполагал также оценку эротических и неэротических стимулов и привел к иным результатам. Однако с ними согласуются выводы об интересе наблюдателей к груди и талии.

 

Статья опубликована в журнале Archives of Sexual Behavior.

 

Ранее похожие эксперименты орнитологи провели с павами и павлинами.

13.3K

Подпишись на нашу рассылку лучших статей и получи журнал бесплатно!


Комментарии
Аватар пользователя Konstantin Tereschenko
2 ч
Очень херово,надо сказать!
Аватар пользователя namelessclone
5 ч
странный выбор языков, однако. разница между...
Аватар пользователя Илья Ведмеденко
Сегодня
Они и не стали. В материале ясно говорится: лучшими из...
Комментарии

Plain text

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <br> <iframe> <embed> <br/>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Comment text

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <br> <br/>

Быстрый вход

или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите Отправить ошибку