• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
11.02.2015
Редакция Naked Science
4 308

С точки зрения психоанализа: искусство и кино

3.9

Каковы причины творчества? Почему кто-то любит комедии, а кто-то мелодрамы, фильмы ужасов или триллеры?

часы Дали
©Wikipedia / Автор: Сергей Данилов

В целом психоанализ рассматривает искусство как некий символ, который можно истолковать наподобие сновидения (о том, как психоанализ подходит к сновидениям, читайте в статье «Толковать сновидения: как?», опубликованной в №12 журнала Naked Science за март 2014 года – NS). Этот символ связан с инфантильными сексуальными переживаниями.

Почему же человек творит? Прагматичный психоанализ видит для этого всего две причины (разумеется, речь идет об очень глубинных вещах, а не о более поверхностных вроде переживаний по поводу социальных проблем и пр., которые являются лишь надстройкой к первопричинам).

“Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения”, Сальвадор Дали (1944) / ©Flickr

Первая – это так называемый негативный эдипов комплекс, когда мальчик влюбляется не в свою мать, а в своего отца (у девочек, соответственно, наоборот), и идентифицирует себя, таким образом, не со своим отцом, а с матерью, чаще всего – совершенно бессознательно. Связанная с негативным Эдиповым комплексом латентная гомосексуальность, впрочем, не мешает человеку всю жизнь оставаться гетеросексуалом и совершенно не догадываться о своих гомосексуальных наклонностях. В этом случае человек может полностью реализовать их в творчестве, и это будет абсолютно приемлемо с точки зрения общества.

Если у человека по каким-либо причинам – чаще всего связанным с перенесенной в глубоком детстве травмой, патологическим отношением к нему матери, отца, какими-то комплексами и т.д. – блокирован выход эротического возбуждения, он может найти выход в сублимации этой энергии в искусство. Это и будет вторым источником творчества.

Сразу оговоримся – даже у всезнающего психоанализа есть границы: он делает понятными глубинные мотивы, заставляющие людей творить, но совершенно не объясняет сам феномен творчества. Загадка художественного гения психоанализу, как и любому другому направлению науки и философии, недоступна.

Разумеется, сублимировать свою энергию в творчество может лишь человек, от природы наделенный какими-либо талантами. А вот тем, кому с этим не очень повезло (но обе вышеперечисленные проблемы имеют место быть) остается одно – стать невротиком. Недаром невротические симптомы называют «творчеством» невротика. Жаль, оценить этот талант способен только психотерапевт.

Но вернемся к нашим творцам. В основе художественной мотивации лежит желание художника заменить не удовлетворяющий его мир окружающей реальности на мир реальности психической – его собственный (с ее анекдотичной фразой «Я так вижу»). Все это, кстати, доступно каждому из нас в сновидениях, творцами которых мы являемся каждую ночь.

“Лицо войны”, Сальвадор Дали (1941) / ©Flickr

Воздействие художественного произведения (будь то театр, кино, художественная выставка и т. д.) на людей связано с уникальной способностью художника вызывать сопереживание. И чем более талантлив творец, тем больший отклик в сердцах он вызовет. При этом чувство некоего облегчения, а заодно и наслаждения получают обе стороны – как публика, так и художник. Первая – потому что бессознательно идентифицирует себя с образами картин, героями фильмов и пр., а второй – потому, что «выпустил пар» своих бессознательных инфантильных сексуальных переживаний. То есть произведения искусства решают проблему разрядки сексуальных импульсов (зачастую неприемлемых для самого человека) разрешенным – и для него самого, и для социума – способом.

Театр, опера и балет

Все они дают возможность идентифицироваться с другим человеком, совершающим нечто недоступное нам, зрителям. Так, балет, по мнению психоаналитиков, связан с мазохистской компонентой, эксгибиционизмом и эротическим унижением. Не стоит думать, что подобные «страшные» слова обозначают нечто ненормальное – все эти компоненты, так или иначе, есть в каждом человеке, и это абсолютно нормально – вопрос меры и способа их выражения; балет является как раз совершенно приемлемым и весьма созидательным из таких способов.

Драма, опера и балет считаются тремя «китами», которые способны снимать деструктивное напряжение в принципе.

“Лебединое озеро”, П. И. Чайковский /  ©Flickr

Кино

Просмотр кинофильмов позволяет каждому из нас оказаться на плоскости экрана. Соблазн слияния с массой через принудительное введение в мир собственной психической реальности настолько силен, что современный человек фактически представляет собой некий осадок идентификаций с многочисленными кино- и рекламными героями. Для того, чтобы полностью покрыть весь спектр бессознательных запросов (кто-то, например, любит преимущественно исторические «боевики» с пафосным главным героем вроде царя Леонида или Геракла – и это, очевидно, говорит о внутренних «запросах» этого человека – NS), каждая культура должна обеспечить определенный набор культовых фильмов (1960-1970-е годы в СССР: «Девчата», «Джентльмены удачи», «Иван Васильевич меняет профессию», «Ну, погоди!», «Кавказская пленница» и т. д.).

Фильмы ужасов

Те, кто предпочитает именно эту категорию фильмов, по мнению психоаналитиков, таким образом реагируют на бессознательные травмы пренатального уровня. Ведь, не имея возможности выхода, эти травмы приводят к тотальной тревожности, немотивированным паническим состояниям.

Кадр из к/ф “Звонок” / ©Flickr

Мелодрамы

В эмоциональной форме выражают комплекс сиротства, то есть глубинные переживания, связанные с травмой рождения, а также с отлучением от груди как «предательством» матери.

Кадр из к/ф “Брак по-итальянски” / ©Flickr

Триллеры

Снимают напряжение вытесненных агрессивно-сексуальных импульсов, а также гомосексуальную тревогу (производной которой, как известно, является тревога параноидальная).

Кадр из к/ф “Молчание ягнят” / ©Flickr

Комедии

Дают суррогатный выход антисоциальным импульсам. Эффект достигается через идентификацию зрителя с асоциальной личностью – преступником, неудачником. Здесь обыгрываются проблемы эдипального периода.

Кадр из к/ф “Маска” / ©Flickr

Исторические фильмы

Выполняют функцию принудительной инфантилизации людей. В этих фильмах демонстрируются ситуации, когда любовным устремлениям одного человека к другому что-то мешает. В итоге этот запрет как бы «закрепляется» в качестве нормы социальности. Есть только «долг» Отчизне, народу и т. п., с которым не идут ни в какое сравнение личные интересы и любовные отношения.

Кадр из к/ф “300 спартанцев” / ©Flickr

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 12:55
Игорь Байдов

Существует несколько гипотез о том, как на самом деле древние египтяне строили свои пирамиды. Если о способах возведения монументальных сооружений и инструментах, которые использовали строители, более-менее известно, то о методах доставки блоков и их установки мнения разнятся. Команда французских архитекторов и египтологов изучила ландшафт вокруг самой древней из сохранившихся египетских пирамид — Джосера — и рассказала, как египтяне могли доставлять и поднимать камни для ее строительства.

Позавчера, 15:20
Юлия Трепалина

В прошлом ИИ-системы выполняли определенный набор задач, а при появлении новых их нужно было переобучать. На это уходили дополнительные финансовые и вычислительные ресурсы. Открытие лаборатории исследований искусственного интеллекта T-Bank AI Research и Института AIRI меняет ситуацию. Ученые первыми в мире создали модель в области контекстного обучения (In-Context Learning), которая на нескольких примерах сама может учиться новым действиям.

Позавчера, 20:04
Юлия Трепалина

Современные млекопитающие небольшого размера вроде крыс и других грызунов быстро созревают, спариваются, чтобы оставить потомство, и довольно скоро умирают. Однако так было не всегда. Анализ окаменелых останков вымерших млекопитающих под названием Krusatodon kirtlingtonensis показал, что эти мышеподобные существа жили дольше и взрослели медленнее, чем близкие к ним современные потомки.

23 июля
НИУ ВШЭ

Международная команда исследователей с участием ученых из НИУ ВШЭ изучила, как люди, владеющие двумя языками (билингвы), ассоциируют время с пространством. Оказалось, что и в первом, и во втором языке они связывают прошлое с левой частью пространства, а будущее — с правой. При этом чем выше уровень владения вторым языком, тем сильнее выражена эта связь.

23 июля
Андрей

Человек множеством способов загрязняет природу вокруг себя, преимущественно воду. В Мировой океан попадают как отходы с производств, так и тонны пластикового мусора. Все это способно отравлять жизнь морских животных, особенно редких вроде акул. Одним из малоизученных токсичных источников можно назвать наркотики, в частности кокаин. Случайное употребление этого вещества акулами раньше только предполагали, но теперь бразильские биологи нашли прямые доказательства.

24 июля
Дарья Г.

На сегодня удалось подтвердить существование тысяч экзопланет, но лишь около 25 из них получилось запечатлеть напрямую. Причем из них лишь шесть объектов старше 100 миллионов лет. И вот, наконец, ученые смогли сделать снимок взрослой экзопланеты.

1 июля
Александр Березин

Необычный биологический вид, по оценке авторов новой научной работы, пригоден для заселения четвертой планеты без каких-либо предварительных условий — уже в том виде, в котором он существует сейчас. Поскольку речь идет о фотосинтетическом организме, он способен нарабатывать существенное количество кислорода. Интересно, что кандидат на терраформирование Марса сохранил жизнеспособность после месяца в жидком азоте.

12 июля
Александр Березин

Falcon 9 Block 5 впервые за три сотни запусков дал частично неудачный полет. Ракета выводила 20 спутников компании SpaceX, с 15 связь уже пропала, еще пять могут быть потеряны в ближайшее время.

15 июля
Александр Березин

Авторы нового исследования впервые показали, что круглые провалы в лунной поверхности не просто близки к многокилометровым пещерам на естественном спутнике Земли, но и располагают тоннелями, ведущими в глубину.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно