С точки зрения психоанализа: искусство и кино
12 минут
Редакция

С точки зрения психоанализа: искусство и кино

Каковы причины творчества? Почему кто-то любит комедии, а кто-то мелодрамы, фильмы ужасов или триллеры?

В целом психоанализ рассматривает искусство как некий символ, который можно истолковать наподобие сновидения (о том, как психоанализ подходит к сновидениям, читайте в статье «Толковать сновидения: как?», опубликованной в №12 журнала Naked Science за март 2014 года – NS). Этот символ связан с инфантильными сексуальными переживаниями.
 
Почему же человек творит? Прагматичный психоанализ видит для этого всего две причины (разумеется, речь идет об очень глубинных вещах, а не о более поверхностных вроде переживаний по поводу социальных проблем и пр., которые являются лишь надстройкой к первопричинам).
 

«Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», Сальвадор Дали (1944) / ©Flickr

 
Первая – это так называемый негативный эдипов комплекс, когда мальчик влюбляется не в свою мать, а в своего отца (у девочек, соответственно, наоборот), и идентифицирует себя, таким образом, не со своим отцом, а с матерью, чаще всего – совершенно бессознательно. Связанная с негативным Эдиповым комплексом латентная гомосексуальность, впрочем, не мешает человеку всю жизнь оставаться гетеросексуалом и совершенно не догадываться о своих гомосексуальных наклонностях. В этом случае человек может полностью реализовать их в творчестве, и это будет абсолютно приемлемо с точки зрения общества.
 
Если у человека по каким-либо причинам – чаще всего связанным с перенесенной в глубоком детстве травмой, патологическим отношением к нему матери, отца, какими-то комплексами и т.д. – блокирован выход эротического возбуждения, он может найти выход в сублимации этой энергии в искусство. Это и будет вторым источником творчества.
 
Сразу оговоримся – даже у всезнающего психоанализа есть границы: он делает понятными глубинные мотивы, заставляющие людей творить, но совершенно не объясняет сам феномен творчества. Загадка художественного гения психоанализу, как и любому другому направлению науки и философии, недоступна.
 
Разумеется, сублимировать свою энергию в творчество может лишь человек, от природы наделенный какими-либо талантами. А вот тем, кому с этим не очень повезло (но обе вышеперечисленные проблемы имеют место быть) остается одно – стать невротиком. Недаром невротические симптомы называют «творчеством» невротика. Жаль, оценить этот талант способен только психотерапевт.
 
Но вернемся к нашим творцам. В основе художественной мотивации лежит желание художника заменить не удовлетворяющий его мир окружающей реальности на мир реальности психической – его собственный (с ее анекдотичной фразой «Я так вижу»). Все это, кстати, доступно каждому из нас в сновидениях, творцами которых мы являемся каждую ночь.
 

«Лицо войны», Сальвадор Дали (1941) / ©Flickr

 
Воздействие художественного произведения (будь то театр, кино, художественная выставка и т. д.) на людей связано с уникальной способностью художника вызывать сопереживание. И чем более талантлив творец, тем больший отклик в сердцах он вызовет. При этом чувство некоего облегчения, а заодно и наслаждения получают обе стороны – как публика, так и художник. Первая – потому что бессознательно идентифицирует себя с образами картин, героями фильмов и пр., а второй – потому, что «выпустил пар» своих бессознательных инфантильных сексуальных переживаний. То есть произведения искусства решают проблему разрядки сексуальных импульсов (зачастую неприемлемых для самого человека) разрешенным – и для него самого, и для социума – способом.
 

Театр, опера и балет

 
Все они дают возможность идентифицироваться с другим человеком, совершающим нечто недоступное нам, зрителям. Так, балет, по мнению психоаналитиков, связан с мазохистской компонентой, эксгибиционизмом и эротическим унижением. Не стоит думать, что подобные «страшные» слова обозначают нечто ненормальное – все эти компоненты, так или иначе, есть в каждом человеке, и это абсолютно нормально – вопрос меры и способа их выражения; балет является как раз совершенно приемлемым и весьма созидательным из таких способов.
Драма, опера и балет считаются тремя «китами», которые способны снимать деструктивное напряжение в принципе.
 

«Лебединое озеро», П. И. Чайковский /  ©Flickr

 

Кино

 
Просмотр кинофильмов позволяет каждому из нас оказаться на плоскости экрана. Соблазн слияния с массой через принудительное введение в мир собственной психической реальности настолько силен, что современный человек фактически представляет собой некий осадок идентификаций с многочисленными кино- и рекламными героями. Для того, чтобы полностью покрыть весь спектр бессознательных запросов (кто-то, например, любит преимущественно исторические «боевики» с пафосным главным героем вроде царя Леонида или Геракла – и это, очевидно, говорит о внутренних «запросах» этого человека – NS), каждая культура должна обеспечить определенный набор культовых фильмов (1960-1970-е годы в СССР: «Девчата», «Джентльмены удачи», «Иван Васильевич меняет профессию», «Ну, погоди!», «Кавказская пленница» и т. д.).
 

Фильмы ужасов

 
Те, кто предпочитает именно эту категорию фильмов, по мнению психоаналитиков, таким образом реагируют на бессознательные травмы пренатального уровня. Ведь, не имея возможности выхода, эти травмы приводят к тотальной тревожности, немотивированным паническим состояниям.
 

Кадр из к/ф «Звонок» / ©Flickr

 

Мелодрамы

 
В эмоциональной форме выражают комплекс сиротства, то есть глубинные переживания, связанные с травмой рождения, а также с отлучением от груди как «предательством» матери.
 

Кадр из к/ф «Брак по-итальянски» / ©Flickr

 

Триллеры

 
Снимают напряжение вытесненных агрессивно-сексуальных импульсов, а также гомосексуальную тревогу (производной которой, как известно, является тревога параноидальная).
 

Кадр из к/ф «Молчание ягнят» / ©Flickr

 

Комедии

 
Дают суррогатный выход антисоциальным импульсам. Эффект достигается через идентификацию зрителя с асоциальной личностью – преступником, неудачником. Здесь обыгрываются проблемы эдипального периода.
 

Кадр из к/ф «Маска» / ©Flickr

 

Исторические фильмы

 
Выполняют функцию принудительной инфантилизации людей. В этих фильмах демонстрируются ситуации, когда любовным устремлениям одного человека к другому что-то мешает. В итоге этот запрет как бы «закрепляется» в качестве нормы социальности. Есть только «долг» Отчизне, народу и т. п., с которым не идут ни в какое сравнение личные интересы и любовные отношения.
 

Кадр из к/ф «300 спартанцев» / ©Flickr

 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Вчера, 21:49
7 минут
Денис Гордеев

Статья исследователей из Фуданьского университета, выложенная в архиве препринтов, показывает, что некоторые пациенты, выздоровевшие от коронавирусной инфекции, не имеют в крови антител к вирусу SARS-CoV-2. Это ставит под вопрос эффективность пассивной терапии антителами и вакцинации.

Позавчера, 10:58
5 минут
Сергей Васильев

Сверхточные эксперименты позволили оценить гравитацию на дистанциях менее 50 микрометров и не обнаружили никаких следов свернутых измерений Вселенной.

Вчера, 20:18
8 минут
Мария Азарова

Ученые предполагают, что количество вариаций гена ACE2 может ответить на вопрос, почему Италия стала лидером по смертности от коронавируса.

Позавчера, 10:58
5 минут
Сергей Васильев

Сверхточные эксперименты позволили оценить гравитацию на дистанциях менее 50 микрометров и не обнаружили никаких следов свернутых измерений Вселенной.

6 апреля
8 минут
София Жаботинская

Новое исследование показало группы риска при Covid-19, а также предположило, какие признаки могут служить предвестниками неблагоприятного прогноза на основе систематизации смертельных случаев.

4 апреля
28 минут
Александр Березин

В России обещают начать тестирование вакцины в середине лета. В США намереваются выпустить ее в середине следующего лета, а в Китае уже тестируют. При этом ряд специалистов утверждает, что создать ее вообще не получится в обозримые сроки. Откуда такой разнобой мнений? Будет ли она создана на самом деле, и если да, то в какие сроки?

10 марта
5 минут
Сергей Васильев

Новый анализ образцов лунного грунта показал, что под поверхностью спутника могут скрываться остатки древней планеты Тейя, столкновение которой с Землей и привело к появлению спутника.

10 марта
2 минуты
Илья Ведмеденко

Принадлежащие норвежским ВВС американские истребители пятого поколения использовали для перехвата российских боевых самолетов — Ту-142 и МиГ-31.

13 марта
38 минут
Александр Березин

С начала марта 2020 года по социальным сетям распространяется одна и та же мысль: в России полным-полно больных Covid-19, просто власти занижают медицинскую статистику «на много порядков». Больные гриппом и ОРВИ, считают сторонники этой точки зрения, на самом деле, страдают от коронавируса. Смерти от него тоже «оформят» под грипп и обычную пневмонию. Более того, сходными фальсификациями пытаются объяснить и почти полную победу над эпидемией в Китае. Версия, согласимся, красочная, будоражит воображение. Проверим, совместима ли она с реальностью.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Лучшие материалы
Предстоящие мероприятия
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: