Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В МГПУ узнали, справедливы ли музейные запреты
На первый взгляд, музей — пространство благоговения перед великим прошлым, где каждый экспонат оберегается, как святыня. Отсюда и запреты на прикосновения, шум, фото — все ради сохранности бесценного наследия. Однако некоторые специалисты полагают, что многие ограничения для посетителей в музеях чрезмерны. Научные сотрудники МГПУ провели исследование, подтвердившее наличие целого пласта иррациональных «музейных табу», мешающих развитию отрасли.
«Современная система музейных запретов сформировалась не только вокруг идеи музея как храма, но и под влиянием советской культуры ограничений, – констатирует автор работы, доктор исторических наук Иван Гринько. – При этом обсуждение самих запретов зачастую табуировано в профессиональном сообществе».
Опрос 115 сотрудников российских музеев показал неоднозначное отношение к действующей системе ограничений для посетителей. Почти половина респондентов вообще затруднились определить, вредят или помогают эти запреты. Более того, многие назвали музейные табу иррациональными: запрещать останавливаться возле экспонатов, носить сланцы, поворачиваться спиной к картинам и так далее. То есть речь не о логичных ограничениях, а именно о ничем необоснованных ритуальных табу.
Основной вывод исследования состоит в том, что современная система музейных табу в России сформирована не только традиционным восприятием музея как сакрального пространства, но и под влиянием культуры советских запретительных практик. Интересно, что многие музейные сотрудники осознают проблематичность и неоднозначность этих табу, однако обсуждение этой темы часто можно само по себе назвать табу. Это приводит к отсутствию единой системы стандартов при работе с посетителями, что в свою очередь может стать источником конфликтов и недопонимания.
Гринько подчеркивает, что в профессиональной музейной среде до сих пор нет консенсуса по вопросам внутренней корпоративной культуры и внешних запретов. Это особенно заметно на примере запрета на фотосъемку в постоянной экспозиции, который многие музеи поддерживают как часть традиции, в то время как другие считают его устаревшим и не соответствующим современным тенденциям в музейном деле.
Ответы респондентов показали индифферентное отношение к системе музейных запретов, 67,8 процентов считали количество запретов оптимальным. Однако ряд музейных запретов сотрудники музеев не могли логически интерпретировать и считали странными. Например, запрет на обсуждение экспонатов или использование телефона в музейном пространстве. При этом лишь 17 процентов музейщиков посчитали число запретов избыточным, а почти половина выступила против ввода дополнительных. Этот парадокс, по словам Гринько, свидетельствует об индифферентности к проблеме и отсутствии внутрикорпоративного консенсуса.
Основная цель работы заключалась в исследовании неоднозначности современных музейных табу, их рациональности и влияния на функционирование музейного института. Важность исследования обусловлена изменением взаимоотношений между музеями и посетителями за последние три десятилетия, где значительно возросла роль последних.
Сам факт наличия мифических табу серьезно осложняет взаимоотношения музеев с посетителями. Ожидания, выработанные в одних музеях, расходятся с правилами других. Это чревато конфликтами, снижением имиджа, ограничением аудитории, предупреждает ученый. Разница в правилах от музея к музею ведет к недопониманию у посетителей и конфликтам на почве «нарушений». Ригидная система табу ограничивает аудиторию, особенно семьи с детьми. Все это негативно сказывается на имидже отрасли в целом.
Для исправления положения ученые МГПУ предлагают комплекс мер. Во-первых, требуется четко и вежливо разъяснять логику тех или иных ограничений, чтобы мотивировать посетителей к их соблюдению. Во-вторых, в правилах не помешала бы доля юмора — это разряжает обстановку и снижает социальную дистанцию. В-третьих, полезно заранее готовить аудиторию к нормам музейного поведения через образовательные программы и памятки. Наконец, необходима стандартизация значительной части требований для формирования единообразных ожиданий у публики.
«Без кардинальной реформы устаревших табу вряд ли удастся превратить музеи в по-настоящему гостеприимные и комфортные для всех категорий посетителей пространства», – подчёркивает руководитель исследования Иван Гринько.
В целом, исследование показывает, что табуирование и запретительная тональность в музеях противоречат современным трендам развития музейного института, подчеркивая необходимость пересмотра и модернизации существующих подходов к музейным табу. Исследование представлено в журнале «Вестник антропологии».
Международная команда специалистов во главе с сотрудниками Центра математического моделирования в разработке лекарств Первого МГМУ имени И. М. Сеченова выявила наиболее перспективные направления для исследований в области лечения аутоиммунных заболеваний. Команда первой провела систематический обзор для поиска всех опубликованных в научных работах математических моделей аутоиммунных патологий и выявила недостаток моделей, которые могут значительно ускорить разработку новых лекарств.
Американские ученые проанализировали данные о поедании фекалий животными, чтобы выяснить, какие причины стоят за этим поведением и какие закономерности можно проследить. В результате они разделили всю выборку более чем из 150 видов на семь категорий по тому, что заставляет зверей питаться таким сомнительным продуктом.
Работать под началом шефа-абьюзера тяжело, но свежее исследование показало, что бывают варианты похуже. Ученые выяснили, что еще негативнее на моральный дух и производительность труда сотрудников влияет, когда во главе команды стоит самодур, у которого вспышки агрессии непредсказуемо сменяются этичным поведением.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Принято считать, что естественный спутник Земли возник в результате ее столкновения с другой планетой, но к этой версии есть вопросы. Теперь ученые предложили рассмотреть сценарий возможного захвата Луны притяжением Земли из пролетавшей мимо двойной системы.
Ученые из Аргентины в серии экспериментов проследили за поведением домашних собак во время разногласий между членами семьи и выявили у четвероногих питомцев ряд характерных реакций на конфликт.
Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Органические молекулы с пи-связью образуют очень устойчивые геометрии, которые не любят нарушаться. В 1924 году немецкий химик Юлиус Бредт сформулировал соответствующий запрет, вошедший в учебники химии. Тем не менее это в некоторых случаях возможно. В новой работе американские исследователи представили несколько «антибредтовских» соединений из класса олефинов.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии