Прогулка по лестнице превзошла кофеин в психоактивности — Naked Science

Прогулка по лестнице превзошла кофеин в психоактивности

Психологи из Университета Джорджии показали, что ходьба по лестнице может субъективно повышать общий тонус организма в большей степени, чем кофеин.

plant_stairway_web

По статистике, только в США хроническое переутомление испытывают около 38 процентов человек. При этом феномен влияет не только на качество жизни, но и на экономику: снижение продуктивности, связанное с усталостью, обходится нанимателям в более чем 100 миллиардов долларов ежегодно. Одним из самых распространенных и доступных способов искусственно повысить тонус является прием психоактивных веществ, в частности кофеина, который содержится в чае, кофе и «Кока-Коле» (35–50 миллиграммов в баночке). Прошлые работы показали, что даже минимально различимая доза вещества (до 12,5 миллиграммов) может повысить энергичность, а 100–200 миллиграммов — мотивацию к решению когнитивных задач. Альтернативным источником «быстрой» энергии выступают физические упражнения. Однако их эффект изучен недостаточно.

Чтобы сравнить тонизирующие свойства кофеина и двигательной активности, американские ученые провели эксперимент с 18 женщинами в возрасте 18–23 лет с хроническим недостатком сна. На первом этапе они заполняли социодемографический опросник, указывали частоту занятий спортом и еженедельный объем потребляемого кофеина. Затем испытуемых делили на три группы: в течение 10 минут первая поднималась и спускалась по лестнице; вторая принимала капсулу с 50 миллиграммами кофеина и сохраняла покой в течение 30 минут. Контрольная группа получала капсулу с плацебо и не выполняла физических упражнений. Перед и после воздействия стимулов исследователи изучали настроение, частоту сердечных сокращений участников, а также их болевые ощущения и мотивацию к решению когнитивных задач.

Перед и после стимуляции добровольцы также выполняли два когнитивных теста — тест на непрерывную деятельность (The Continuous Performance Task, CPT) и задачу n-назад. По условиям первой, им в произвольном порядке предъявлялось 12 латинских букв в течение 200 миллисекунд каждая. Участники должны были отреагировать на каждую демонстрацию буквы «X» при условии, что ей предшествовала буква «A». Задача n-назад повторяла сценарий предыдущего теста, однако на этот раз интервал между буквами целевой последовательности («A, A») составлял два (2-назад) или три шага (3-назад), например «A, C, A» и «A, E, C, A» соответственно. Таким образом, ученые смогли оценить скорость внимания и рабочую память испытуемых и сравнить влияние на показатели разных способов стимуляции — физических упражнений и психоактивного вещества.

Динамика оценок бодрости спустя 30 (Post-1), 51 (Post-2) и 72 минуты (Post-3) после упражнений (серый цвет), кофеина (оранжевый цвет) и плацебо (голубой цвет) / ©Derek D. Randolph et al., Physiology & Behavior, 2017

За время эксперимента участники первой группы прошли в среднем 988,44 ± 114,53 ступени в легком темпе при частоте сердечных сокращений около 62,39 ± 12,74. Большинство из них не ощущали боли в мышцах и при этом субъективно были более бодрыми и энергичными, чем группы, принимавшие кофеин или плацебо. Продолжительность эффекта (около десяти минут в группе ходивших по лестнице) не зависела от фоновых состояний, например гнева, степени усталости или депрессии. Между тем сравнение результатов когнитивных тестов не выявило значимых различий между добровольцами: так, время их реакции, а также количество правильных и неправильных ответов до и после стимуляции оказались почти идентичными. Кроме того, существенной разницы не обнаружила и визуальная шкала мотивации к решению когнитивных задач.

По мнению авторов, несмотря на небольшой объем выборки, полученные данные позволяют предварительно оценить влияние разных способов повышения тонуса на самовосприятие. В эксперименте десятиминутная ходьба по лестнице резко повысила бодрость испытуемых, тогда как кофеин субъективно не произвел на них никакого эффекта. Вместе с тем двигательная активность не изменила мотивации, концентрации внимания и рабочей памяти и не улучшила их переживание хронической усталости. Это согласуется с прошлыми работами, которые показали, что однократные физические нагрузки, как правило, не способны устранить «базовое» утомление, но легче корректируют более подвижный уровень общей энергии. Тем не менее, такие физические упражнения могут служить альтернативой психоактивным веществам для людей с плотным графиком, считают ученые.

Подробности исследования представлены в журнале Physiology & Behavior.

Ранее стало известно, что стоячая работа снижает риск ишемической болезни сердца, а прогулки — повышают креативность.

Сопоставив метеорологические данные с медицинской статистикой, американские ученые подтвердили слухи о том, что грозы повышают риск обострения респираторных заболеваний.

В 1989 году советские астрономы пришли к выводу: у астероидов есть спутники. Это было четвертое в истории астрономии открытие нового класса объектов в Солнечной системе. Оно изменило наши представления о том, как формировалась Луна, спутники других планет – да и система в целом. Однако у истории есть чувство юмора: об этом открытии советских астрономов практически никто не знает. Naked Science первым из СМИ пробует восполнить этот пробел — в том числе впервые публикует электронную копию самой работы об открытии двойных астероидов.