06.07.2017
Редакция Naked Science

Предметность тактик примирения разлучила мужчин и женщин

Американские психологи показали, что тактики разрешения романтических конфликтов носят гендерно-специфический характер.

vv

Понимание того, какие тактики человек использует для решения конфликтов с романтическим партнером, важно для психологии. При определенных условиях разрыв отношений представляется оптимальным: он может обеспечить ощущение благополучия и простор для личностного роста. В то же время вынужденная разлука нередко приводит к финансовым трудностям и даже повреждениям системы вознаграждения мозга. Альтернативой выступает примирение. Известно, что самой распространенной причиной недовольства супругой у мужчин является подозрение в измене, тогда как женщин на расставание толкает скорее эмоциональное отчуждение. Влияет ли гендерная специфика на способы исчерпания ссор, неясно.

Специалисты из Бакнеллского университета и других учреждений предположили, что тенденция должна отражаться на тактиках напрямую: предпочтительным путем примирения для мужчин, таким образом, будет восстановление доступа к физической, а для женщин — к психологической близости. Чтобы проверить это, авторы провели два опроса. На первом этапе они предложили 74 респондентам описать, какие действия стоило бы совершить их знакомому того же пола для реабилитации романтических отношений после конфликта. Ответы ученые сгруппировали в 21 категорию. В соответствии с гипотезой, мужчины чаще указывали подарки и секс, для женщин более значимым оказалось общение.

Затем команда повторила процедуру на других испытуемых. Для этого они сформировали выборку из 164 интернет-пользователей (включая 123 женщины) в возрасте от 18 лет до 61 года, около половины из которых на момент исследования находились в отношениях, а 13 процентов не имели сексуального опыта. После заполнения шкалы социальной желательности (Marlowe-Crowne Social Desirability Scale) — для выявления возможных предубеждений — им предложили оценить эффективность 21 тактики разрешения конфликтов по семибалльной шкале так, если бы последние применялись к ним. На этом этапе авторы задействовали варианты, которые были указаны участниками предыдущего опроса.

Анализ подтвердил, что мужчины считали более продуктивными действия женщин, которые сопряжены с «широкими жестами» и сексом. Для женщин же эффективными были такие тактики примирения, как совместное времяпрепровождение, слезы и извинения. Общение, прощение и просьба о нем в целом оказались самыми популярными ответами (в том числе, вероятно, из-за преобладания в выборке женщин). Оценка приемлемости, личная жизнь и иные параметры влияли на тенденцию слабо. По словам ученых, работа проясняет гендерную специфику поведения и ожиданий в случае романтических конфликтов и выявляет универсальные методы их разрешения — коммуникация и другие.

Подробности исследования представлены в журнале Evolutionary Psychological Science.

Ранее психологи показали, что прикосновение возлюбленного может смягчить физическую боль женщин, а плацебо — еще и эмоциональную.

Ученые ТюмГУ и Всероссийского института защиты растений выделили из вечной мерзлоты группу бактерий Bacillus spp., которые способны при низких температурах повысить урожайность озимой пшеницы и предотвратить распространение фитопатогенных грибов с зернами. Их исследование показало, что бактериальные штаммы Bacillus spp. способны биосинтезировать хитинолитические ферменты и стимулирующий рост растений гормон ауксин. Это означает, что их можно рассматривать в качестве потенциальных агентов биологического контроля болезней, которые будут использоваться для повышения урожайности сельскохозяйственных культур на северных территориях. Апробация биопрепаратов проходила в реальных условиях в Западной Сибири.