Похвала отучила студентов от одобрения убийств — Naked Science

Похвала отучила студентов от одобрения убийств

Исследователи из Аризонского университета пришли к выводу, что переживание смертности способствует лояльному отношению человека к убийству животных.

mv5bmtu5ndk5mtk3ml5bml5banbnxkftztcwodc1mtcwna

По статистике, только в США в результате эвтаназии ежегодно погибают более трех миллионов животных и свыше 100 миллионов — в рамках научных исследований. Несмотря на то, что целью подобных убийств нередко выступает удовлетворение физиологических потребностей, а сами они считаются необходимыми, в ряде случаев агрессия в отношении живых организмов обусловлена базовыми психологическими конфликтами. Так, согласно теории управления страхом смерти (Terror Management Theory, TMT), культура и насилие могут придавать человеку чувство автономности от природы и превосходства над ней, защищающие от осознания собственной смертности. Тем не менее, то, как связаны представление о смерти и отношение к убийствам животных, изучено недостаточно.

Чтобы восполнить пробел, американские ученые провели серию экспериментов, участие в которых приняли 625 студентов. На первом этапе они выполняли ассоциативный тест, задачей которого было как можно быстрее определить связь между двумя словами. При этом систематически на мониторе, в течение 30 миллисекунд, показывался подпороговый стимул: слово «мертвый» в экспериментальной группе и «боль» — в контрольной. До и после испытания добровольцы оценивали субъективное отношение к животным с помощью опросника. Анализ показал, что восприятие слова, связанного со смертью, стимулирует бессознательную поддержку убийств по сравнению с понятием боли, причем эффект не связан с социодемографическими параметрами.

Во втором эксперименте авторы заменили слово «боль» на «провал» — это позволило уточнить корреляцию между переживанием смертности и оценкой убийства животных. Кроме того, в опросник были включены пункты о допустимости физической агрессии (например, со стороны полицейского) в отношении человека. В целом студенты значительно лояльнее воспринимали насилие над животными. Как и в первом случае, понятие «мертвый» усиливало бессознательную мотивацию в соответствии с TMT. Затем ученые непосредственно сравнили представления о ценности жизни животных и человека. Для этого испытуемых просили оценить дизайн пяти футболок разных цветов по пятибалльной шкале, на одной из которых был изображен череп, состоящий из нескольких слов «смерть».

Одобрение убийства животных и людей в экспериментальной и контрольной группах / ©Uri Lifshin et al., Personality and Social Psychology Bulletin, 2017

В ходе последующего опроса участники должны были указать, в частности, насколько правомерны угроза жизни, убийство подопытного животного или человека в интересах науки. Согласно итогам, значимые различия в ответах наблюдались только при рассмотрении случаев с животными и почти не проявлялись в отношении людей. Наконец, авторы проверили гипотезу о положительном влиянии похвалы на страх смерти. Предполагается, что она может снижать тревожность, выступая буфером между бессознательной тягой к насилию в целях самоутверждения и переживанием конечности жизни. Во время выполнения когнитивной задачи ассистент сообщал об уникальных успехах студента (в экспериментальной группе) или давал нейтральные комментарии.

Результаты показали, что положительное подкрепление ослабляло бессознательную поддержку убийства животных среди испытуемых, которым демонстрировалось слово «мертвый», и в то же время практически не оказало воздействия на группу, которая воспринимала понятие «провал». В последнем эксперименте исследователи изучили влияние контекста на отношение к насилию. В качестве стимульного материала использовались две вымышленные статьи об убийстве цыплят: одна из них позиционировала меру как основной источник пропитания фермеров, другая не содержала очевидных оснований. После этого добровольцев просили выразить общее мнение о статье, а также пройти опрос, задачей которого было оценить их субъективное чувство силы, контроля и могущества.

По словам ученых, в этом случае ассоциации с понятием «мертвый» также стимулировали у студентов бессознательную поддержку убийства птицы. Вместе с тем члены обеих групп были в целом согласны на альтернативную меру — повышение цен на яйцо, тогда как высокие показатели силы и могущества ассоциировались с более непримиримой позицией. Таким образом, полученные данные свидетельствуют в пользу теории управления страхом смерти: склонность испытуемых к одобрению убийств животных стимулировали подпороговые раздражители, связанные со смертью. При этом положительная обратная связь ослабляла этот эффект, а субъективное переживание собственного превосходства — усиливало вне зависимости от политических и религиозных взглядов участников.

Статья опубликована в журнале Personality and Social Psychology Bulletin.