Конкуренция в отрасли делает коллег более дружными — Naked Science

Конкуренция в отрасли делает коллег более дружными

Ученые убедились, что чем больше у компании конкурентов, тем сплоченнее ее коллектив.

giphy

Исследование об этом появилось в журнале Science Advances. Его провела объединенная группа ученых из Университета Британской Колумбии, Принстонского университета и Университета Экс-Марселя.

Homo sapiens — один из видов, у которого наиболее развиты сотрудничество и взаимопомощь. Многие задачи человек способен решить, только взаимодействуя с другими членами группы. Истоки и причины такого просоциального поведения по-прежнему остаются для ученых интересным вопросом. На этот раз исследователи попытались выяснить, как конкуренция между группами может влиять на силу социальных взаимодействий внутри каждой из них. Поскольку в современном мире более всего выражена конкуренция в экономической сфере, а именно — между отдельными фирмами, ученые решили проанализировать именно этот уровень социальных отношений.

Исследователи в лабораторных условиях создали имитацию рыночной среды, основываясь на отраслевых данных. Участников эксперимента попросили сыграть в игру на создание общественного блага — классический метод экспериментальной экономики. Суть таких игр заключается в том, что каждый участник должен выбрать, жертвует он свои активы в пользу некоего общего фонда, который впоследствии принесет выгоду всем участникам, или нет. Удаленный возврат средств участникам возможен, только если каждый игрок сделает равноценный вклад. В противном случае создать общественное благо не получится.

Ученые проводили игру дважды. В первый раз — без каких-либо дополнительных внешних влияний, традиционным способом. Во второй раз — внося элемент конкуренции между группами. Так, в первой версии игры проводили несколько раундов, в каждом из которых участников объединяли с новыми партнерами. Всем игрокам раздавали по 10 евро. Обе стороны должны были решить, какую часть денег они готовы отдать в общий фонд. Во второй версии игры участникам уже приходилось сравнивать, какая сумма в итоге окажется у конкурентной группы, а какая — у «родной». От их соотношения зависело, какой доход в итоге может принести общий фонд. Готовность игроков отдавать большие суммы в фонд повышалась. Так, участники демонстрировали более просоциальное поведение, то есть ставили цели группы выше собственных. Этот результат был согласован с отраслевыми данными.

Выводы исследования помогут предпринимателям осознать пользу как конкуренции, так и сплоченности коллектива с неожиданной точки зрения. Еще одна интересная работа ученых о поведении сотрудников компаний показала, что люди, работающие на последних этажах зданий, склонны принимать более рискованные финансовые решения.

На юге Аляски нашли собачью кость возрастом более 10 тысяч лет — возможное свидетельство движения первых поселенцев на юг вдоль берега Тихого океана.