30.06.2014
Редакция Naked Science

Экономика страха: эксперты выяснили, как уровень насилия в стране влияет на экономику

Американские экономисты исследовали взаимосвязь между уровнем преступности и поведением людей, ведущую к серьезным последствиям для экономики страны.

9640700287_f9dbcc5f84_k

Работая в африканских странах, экономист Ариэль Бен-Йишай заметил, что мелкие предприниматели чаще всего не способны расширить свой бизнес, т. е. выйти за пределы своего начального уровня, хотя для этого, казалось бы, есть все возможности.

Они мне говорили, что не могут расшириться из-за отсутствия необходимой техники – автомобиля, мотоцикла или хотя бы швейной машинки.

Ариэль Бен-Йишай, Австралийская школа бизнеса

Вначале ученый предположил, что уличные торговцы и ремесленники просто не могут себе позволить купить необходимую технику, или же, что ее трудно найти. Однако дело было в другом – в бедных районах уровень преступности был слишком высок, люди не спешили приобретать что-либо ценное из-за страха, что их сразу обкрадут.

Это наблюдение подвигло экономиста на изучение влияния уровня преступности на микроэкономику в развивающихся странах. Вместе с доктором Сарой Перлман Бен-Йишай попытался установить связь между статистикой преступности в бедных городских районах Мексики и поведением их жителей.

Как и в Африке, большое количество краж и ограблений приводило к подавлению роста мелкого предпринимательства. Ученые решили проверить, какой эффект имеет на мелких бизнесменов число убийств в опасных городских трущобах.

В некоторых мексиканских районах уровень насилия за последние годы сильно возрос, в основном, в результате преследования федеральным правительством наркокартелей в 2006 году. Согласно официальным данным, пять из десяти самых опасных крупных городов мира находятся в Мексике.

Как оказалось, страх перед насилием оказывает значительное воздействие на экономику. Когда среднее число убийств в стране за год повысилось на 0,01%, количество рабочих часов в неделю упало на 1%. Особенно сильно рост преступности повлиял на людей, занятых индивидуальной трудовой деятельностью у себя дома.

Исследование американских ученых впервые показывает, как страх перед насилием воздействует на поведение людей, связанное с их экономической деятельностью.

Ученые факультета физической культуры Томского государственного университета в рамках гранта, поддержанного РНФ, исследуют особенности механизма усвоения глюкозы при сахарном диабете второго типа. Для этого был организован масштабный четырехмесячный эксперимент на 240 мышах, подобного которому в мире еще никто не проводил. Животные с искусственно сформированным диабетом подвергались физической нагрузке. Установлено, что вечерние тренировки лучше снижали уровень глюкозы мышей, а утренние – приводили к снижению веса. Предположительно, фактором, стимулирующим утилизацию глюкозы, выступил стресс. Ученые намерены проверить эту гипотезу.