Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
14.11.2016
Редакция Naked Science

Элементарная психокоррекция оказалась полезнее заботы

Международная группа ученых пришла к выводу, что «непрофессиональная» коррекция поведения эффективнее, чем расширенный медицинский уход, в лечении посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Результаты работы опубликованы в журнале JAMA.

На сегодняшний день число пострадавших от военных конфликтов, в том числе ветеранов Второй мировой войны, составляет 125 миллионов человек. Помимо функциональных, такие конфликты часто приводят к психологическим травмам, например к большому депрессивному расстройству (БДР) или ПТСР. Терапией первой линии в этом случае является психокоррекция, однако в странах третьего мира, где военные конфликты происходят наиболее часто, клинических психологов, которые могут оказать нужную помощь, недостаточно.

Чтобы восполнить дефицит квалифицированных кадров, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) реализует программу mhGAP, цель которой — обучение штатных медработников базовым приемам коррекции поведения. Предыдущие исследования показали, что эти техники успешно интегрируются в систему первичной медицинской помощи и могут купировать симптомы ПТСР. В новой работе ученые из Ливерпульского университета и других организаций провели первое крупномасштабное изучение эффектов mhGAP.

Участие в эксперименте приняли 346 пациентов (большинство — женщины без образования) из больниц Пешавара, города на пакистано-афганской границе. Испытуемые имели умеренные психические расстройства и были разделены на две группы: первая получала помощь в виде индивидуальной коррекции поведения (90-минутная сессия в неделю); вторая — расширенный медицинский уход. Медработники, которые оказывали помощь первой группе, проходили двухдневный тренинг по обучению основам психокоррекции.

Спустя шесть недель после начала эксперимента (он длился пять недель) авторы сравнили показатели участников по критериям тревожности и депрессии. Результаты показали, что пациенты, прошедшие коррекцию поведения, имеют более низкий уровень тревожности и депрессии: 7,56 против 10,26 и 6,49 против 9,45 соответственно. Через три месяца после начала эксперимента ученые сопоставили симптомы ПТСР: как и функциональные расстройства, они оказались менее выражены в экспериментальной группе.

«Эта работа позволила оценить эффективность краткосрочной многокомпонентной коррекции поведения для пациентов, пострадавших от военного конфликта. Улучшение наблюдалось во всех аспектах тревожности, депрессии, а также ПТСР», — сообщили исследователи.