Эффект зарядки для мозга — Naked Science

Эффект зарядки для мозга

Психологи выяснили, что происходит во время тренировки умственных способностей.

5184375151_3fdafd181d_b

Все, конечно, слышали о «зарядке для мозга» и время от времени пользовались ею. В Интернете можно найти огромное количество тестов, упражнений, развивающих игр, с помощью которых можно натренировать мозги.

Но насколько эффективна такая зарядка? Недавнее исследование ученых из Орегонского университета дает ответ на этот вопрос.

Профессор Эллиот Т. Беркман, ведущий автор статьи, опубликованной в январском номере журнала «Journal of Neuroscience», утверждает, что мозги можно натренировать на выполнение конкретного задания, но при этом влияние на умственную работу в других сферах будет незначительным.

В исследовании приняли участие 27 мужчин и 33 женщины, от 18 до 30 лет. Половина испытуемых попала в экспериментальную группу, которую тренировали на прохождение теста контрольного торможения (ТКТ).

Это простое задание на скорость реакции: насколько быстро человек способен остановиться. На экране монитора изображалась стрелка, показывающая направо или налево – сигнал для тестируемого нажать на соответствующую клавишу. В 25% тестов сразу после появления стрелки раздавался звуковой стоп-сигнал, услышав который, следовало удержаться от нажатия.

©Flickr/ Ars Electronica

Экспериментальная группа тренировалась каждый день в течение трех недель на ТКТ, в то время как другая половина испытуемых проходила тест, не имеющий отношения к контрольному торможению. Естественно, что скорость и точность реакции у первой группы со временем значительно улучшилась, тогда как у группы-плацебо она осталась прежней.

При этом исследователи фиксировали мозговую активность испытуемых с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ). Во время финального прохождения теста экспериментальной группы при сравнении с первоначальными результатами было обнаружено уменьшение активности в передней поясной коре и в предцентральной извилине, ответственных за контрольное торможение. У группы-плацебо результаты остались прежними.

При этом никаких иных изменений в мозгу зафиксировано не было. Таким образом, подобное упражнение не поможет, например, натренировать память или же улучшить координацию человека, утверждает профессор Беркман. Но ускорить ментальную реакцию можно, правда, при прекращении тренировки долговременного эффекта ожидать не приходится. Группа орегонских психологов рассчитывает разработать тесты, способные «зарядить» мозги в нескольких направлениях.

Эксперименты археологов помогли понять, как древние люди использовали различные типы факелов и каменных ламп на животном жире.