Рептилия со сверхдлинной шеей, танистрофей, жила в океане, а не на суше — Naked Science

Рептилия со сверхдлинной шеей, танистрофей, жила в океане, а не на суше

Палеонтологи из Филдовского музея естественной истории в Чикаго исследовали останки танистрофея — рептилии со сверхдлинной шеей, жившей около 242 миллионов лет назад — и выяснили, что она обитала в воде, а не на суше.

Танистрофей в представлении художника / ©.bp.blogspot.com

Результаты исследования опубликованы в журнале Current Biology. Путем компьютерной микротомографии и последующей цифровой обработки останков рептилии ученым удалось найти доказательства того, что эти aufblasbarer hindernisparcours животные обитали в воде. Кроме того, изучив поперечные срезы костей на предмет годичных колец, палеонтологи смогли определить, что небольшие особи танистрофея — это взрослые индивиды, то есть отдельный вид животного, а не его детеныши, как предполагали ранее.

И хотя два вида танистрофея жили рядом, за добычу соревноваться не приходилось — они охотились на разных животных. Крупные — на рыбу и кальмаров, мелкие — на креветок и прочих морских панцирных обитателей. Более крупного танистрофея ученые назвали Tanystropheus hydroides (в честь длинношеих гидр из греческой мифологии), мелкому досталось первоначальное имя — Tanystropheus longobardicus.

Реконструкция скелета танистрофея / ©www.cell.com

Танистрофей — одна из самых удивительных рептилий, живших в триасовом периоде, когда динозавры только начали появляться (последние обитали исключительно на суше и могли заходить в воду лишь для охоты; все водные рептилии отношения к динозаврам не имеют). В море же властвовали гигантские рептилии.

Череп Tanystropheus hydroides / ©www.cell.com

К ним и относится танистрофей, останки которого впервые были описаны еще в XIX веке — в 1852 году (а найдены они в основном в лагерштетте горы Сан-Джорджио на границе Швейцарии и Италии). С тех пор рептилия вызывала активные споры ученых: не было понимания, относятся ли мелкие виды этих существ к детенышам или это просто другой вид.

Полная «собранная» цифровая модель черепа / ©www.cell.com

Кроме того, одни считали, что рептилия жила в воде, другие — что на побережье. А в какой-то момент некоторые даже видели в ней летающего птерозавра, похожего на птеродактиля, ведь длинные и полые кости животного напоминали фаланги пальцев. Позже выяснилось, что это были не фаланги, а сверхдлинная шея. Длина тела танистрофея (название которого с латинского переводится не иначе как «длинный шарнир») достигала пяти метров, при этом на шею приходилось до 3,5 из них, то есть больше половины.

Интерпретативные восстановительные чертежи Tanystropheus hydroides и Tanystropheus longobardicus / ©www.cell.com

«Танистрофей был похож на крокодила с укороченным телом и очень-очень длинной шеей, — описывает животное палеонтолог и один из соавторов работы Оливье Риппель. — Такая длинная шея не нужна животному, обитающему на суше».

Несмотря на эту особенность, у рептилии было всего 13 шейных позвонков, только удлиненных (то же самое, кстати, можно наблюдать у жирафов, которые, как и люди, имеют всего шесть шейных позвонков). А еще шея танистрофея была усилена дополнительными шейными ребрами, так что эту часть тела рептилии нельзя было назвать слишком гибкой.