14.09.2022
1 035

Найдена самая ранняя окаменелость гиббона

4.8

На юго-западе Китая обнаружены самые древние останки гиббонов. По словам ученых, эта находка поможет заполнить эволюционный пробел в истории человекообразных обезьян.

Верхняя челюсть найденного юаньмоупитека / ©phys.org / Автор: Godefridus Victorinus

Ископаемые останки гиббонов чрезвычайно редки и большинство из них представляют собой отдельные зубы и фрагменты челюстей. Все они найдены на юге Китая или в Юго-Восточной Азии и датируются не более, чем двумя миллионами лет назад.

Генетические же исследования показывают, что гиббоны отклонились от линии человекообразных обезьян, ведущей к орангутанам, шимпанзе и людям, примерно 17-22 миллиона лет назад. Поэтому в летописи их окаменелостей существует пробел в 10 миллионов лет, который необходимо заполнить. Новая находка китайских и американских ученых выполняет эту задачу, дополняя историю гиббонов новыми данными – судя по оценке ученых, обнаруженным останкам 7-8 миллионов лет.

Окаменелость обнаружена в провинции Юньнань на юго-западе Китая. Она принадлежит детенышу примата под названием Yuanmoupithecus xiaoyuan возрастом на момент смерти менее двух лет. Статью об анализе находки ученые из Куньминского института зоологии, Юньнаньского института культурных реликвий и археологии, Уханьского (Китай) и Нью-Йоркского университетов (США) опубликовали в Journal of Human Evolution.

Исследователи выяснили, что юаньмоупитек был схож размерами с современными гиббонами и весил около шести килограммов. Зубы и нижняя часть морды были также очень похожи на современных представителей этого семейства. Однако некоторые черты его были более примитивными, чем у современных гиббонов, что позволяет сделать вывод: Yuanmoupithecus xiaoyuan был предком всех ныне живущих видов этих приматов. А ведь ранее ученые предполагали, что этот вид относится к миоценовым проконсулидам или дендропитекам родом из Восточной Африки.