21.02.2020
София Жаботинская

Употребление марихуаны отцами негативно сказалось на мозге их детей

4.3

Эксперименты на крысах показали, что у потомства тех грызунов, которым вводили тетрагидроканнабинол, наблюдались проблемы с синтезом ацетилхолина.

Опыты на лабораторных крысах показали вред марихуаны для потомства
Опыты на лабораторных крысах показали вред марихуаны для потомства / © Cannabis Now

Ученые из Университета Дьюка в США установили, что употребление марихуаны изменяет сперму таким образом, что у будущего потомства могут развиваться явные аномалии, влияющие на память, настроение и процессы обучения. Статья об этом опубликована в издании Toxicological Sciences.

Эксперименты на лабораторных крысах показали, что воздействие марихуаны на самцов перед спариванием приводило к нарушениям у потомства, аналогичным тем, которые вызывают табачный дым и пестициды. Подобных исследований немного: большая часть работ по изучению влияния марихуаны на будущее потомства сосредотачивается на беременных матерях.

«Наши результаты можно перенести с крыс на человека, потому что [у тех и других] задействованы одни и те же нейронные контуры, — говорит ведущий автор исследования Теодор Слоткин. — Это исследование демонстрирует, что употребление марихуаны отцами, а не только матерями, может оказать влияние на здоровье потомства, если принимать ее до зачатия».

Самцам крыс в течение 28 дней вводили тетрагидроканнабинол (основное психоактивное вещество марихуаны) в концентрациях два и четыре миллиграмма на килограмм веса соответственно. Это примерно вдвое меньше, чем доза (в расчете на килограмм веса), которую получает человек, выкуривая сигарету с коноплей. Через два дня после последней инъекции самцов спаривали с самками, которым не вводили ТГК. Развитие мозга у потомства таких грызунов изучали с 30-дневного до 150-дневного возраста.

Тетрагидроканнабинол приводил к нарушению синтеза ацетилхолина — важного нейромедиатора. Ацетилхолин отвечает за синаптическую пластичность — способность синапса усиливать или снижать выделение нейромедиатора в ответ на увеличение или уменьшение его активности. Это явление лежит в основе обучения и формирования памяти. Влияние тетрагидроканнабинола обусловлено дозозависимым дефицитом связывания гемихолиния-III — молекулы, которая нарушает транспорт предшественника ацетилхолина и тем самым тормозит его синтез.

По словам ученых, хотя у потомства крыс, «употреблявших» ТГК, формируются основные нейрологические пути, их активность подавляется, вызывая функциональные нарушения, которые влияют на обучение, память и внимание. «Эти выводы особенно важны сейчас, поскольку все больше штатов в США легализуют марихуану, в то время как влияние как активного, так и пассивного воздействия [этого наркотика] не до конца понятно», — утверждает Слоткин.

И не только в неолите, но и на протяжении всей мировой истории. Междисциплинарная группа исследователей из США и России выявила факторы, которые оказали на эволюцию военных технологий наибольшее влияние.