06.12.2022
12 926

Ученые узнали, почему мы толстеем после диеты и как этого избежать

5.3

Оказалось, за накопление жира после периода ограничения в питании ответственен определенный тип кишечных бактерий. Китайские ученые назвали способ борьбы с этими микроорганизмами.

Ученые узнали, почему мы толстеем после диеты и как этого избежать / ©Getty images

Те, кто хоть раз в жизни садился на диету, особенно связанную с ограничением калорий (а, например, не с употреблением ограниченного числа продуктов в пищу), знает, что после нее можно снова набрать вес. Иногда он возвращается стремительно и даже в больших объемах, чем это было ранее. Можно предположить, что это связано с возвращением к старым привычкам в питании или с «компенсацией» за «голодный» период, когда человек начинает с удвоенной силой поедать «запрещенные» ранее продукты.

Однако ученые из Шанхайского института питания и здоровья Китайской академии наук выяснили, что за эти процессы ответственен рост числа определенных кишечных бактерий — лактобацилл и их метаболитов. Именно они повышают всасывание липидов в кишечнике, что приводит к быстрому накоплению жира в организме.

Исследование, опубликованное в журнале Nature Metabolism, проводили на мышах. Животных распределили на группы, каждую из которых кормили в соответствии с той или иной диетой. Всего ученые разработали 10 типов таких систем в ограничении питания. После диеты все мыши сбросили вес.

Затем исследователи стали кормить животных в прежнем режиме, и те начали снова толстеть, причем быстро и в избыточном количестве. Анализ показал, что основные причины тому были: повышенная абсорбция липидов в кишечнике, усиленный анаболизм (синтез более сложных веществ из более простых) липидов в так называемой белой жировой ткани и снижение общего окисления липидов.

Чтобы подробнее изучить эти процессы, после диеты ученые также посадили разные группы мышей на рацион с повышенным, пониженным и нормальным содержанием белка. Оказалось, диета с высоким содержанием белка предотвращала быстрое накопление жировой ткани и даже частично поддерживала потерю веса. Такой рацион снижал уровень желчных кислот в кишечнике и в крови, уменьшал всасывание липидов, их анаболизм в белой жировой ткани и усиливал их общее окисление.

Затем ученые проанализировали состав кишечной микробиоты мышей и выяснили, что постдиетический рацион с нормальным содержанием белка резко увеличивал число лактобацилл (Lactobacillus) примерно на 50 процентов. А вот высокобелковое питание, напротив, заметно сдерживало рост таких микроорганизмов.

Известно, что Lactobacillus очень чувствительны к пенициллину, поэтому ученые попробовали после диеты «лечить» мышей этим антибиотиком. Выяснилось, что такая мера тоже значительно подавляла рост числа микроорганизмов, ослабляла всасывание липидов в кишечнике, снижала поглощение жирных кислот белой жировой тканью и сокращала накопление жира в организме после диеты. Поэтому ученые считают, что белковое питание в постдиетический период, а равно и использование пенициллина могут решить проблему накопления массы тела. Однако для окончательных выводов и исследований на людях нужны дальнейшие эксперименты.