Исследователи изучили новый механизм регенерации клеток печени — Naked Science
Сколтех

Исследователи изучили новый механизм регенерации клеток печени

Ученые впервые продемонстрировали роль холангиоцитов — клеток внутрипеченочных желчных протоков в регенерации тканей печени. Полученные результаты полезны для регенеративной медицины и борьбы с заболеваниями печени.

Ученые из Центра регенеративной медицины в Эдинбурге (Шотландия), Массачусетского технологического института (США) и Сколковского института науки и технологий впервые продемонстрировали роль холангиоцитов — клеток внутрипеченочных желчных протоков  в регенерации тканей печени. Полученные результаты полезны для регенеративной медицины и борьбы с заболеваниями печени. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Печень — один из немногих органов в организме человека, способных к регенерации. В случае повреждения печени в результате травмы или хронического заболевания главные клетки печени — гепатоциты (именно они ответственны за все основные функции этого органа) — способны регенерировать за счет деления неповрежденных гепатоцитов. Стимуляция регенерации печени — острая медицинская проблема, но подробности данного механизма и то, участвуют ли другие типы печеночных клеток в процессе образования новых гепатоцитов, до сих пор были неясны.

Здоровая (слева) и больная печень

В качестве модельного объекта международная группа ученых использовала мышей. На них удалось сымитировать повреждения печени, характерные для человека. Эксперимент проводился на двух независимых моделях, где специально была снижена способность гепатоцитов к делению, чтобы оценить вклад других клеток печени в регенерацию.

В результате данной работы было показано, что эпителиальные клетки желчных протоков — холангиоциты — участвуют в регенерации гепатоцитов. Также ученые предполагают, что  потенциал к регенерации у гепатоцитов, полученных из холангиоцитов, может быть выше, чем у обычных гепатоцитов.

Юрий Котелевцев, профессор Сколтеха, замдиректора Центра Трансляционной Биомедицины (бывший Центр Функциональной геномики) Сколтеха: «Чуть больше года назад я встречался с моими коллегами по Эдинбургскому университету с целью создания совместных научных проектов. Рассказывал о том, как нам в Сколтехе, в центре Функциональной геномики, под руководством профессора Виктора Котелянского удалось наладить технологию нокдауна генов печени.

Эта технология хорошо известна уже около 7 лет, однако применение ее in vivo требует высокого экспериментального уровня и пока доступно в немногих академических лабораториях. Оказалось, что лаборатория профессора Стюарта Форбса работает над проблемой, в решении которой именно нокдаун может быстро и однозначно подтвердить гипотезу ключевой роли холангиоцитов в регенерации печени.

Вклад Сколтеха совместно с MIT заключается в том, что мы создали и предоставили для эксперимета липидные наночастицы с siRNA к бета 1 интегрину, которые заблокировали экспрессию этого гена в гепатоцитах у мышей. А последующие наблюдения над фенотипом полученной модели позволили идентифицировать холангиоциты как клетки, участвующие в регенерации печени.

В настоящее время в Шотландском центре регенеративной медицины под руководством порфессора Форбса начинаются работы, направленные на  выделение и трансплантацию аутологичных холангиоцитов пациентам с циррозом печени. Сейчас мы продолжаем коллаборацию в лаборатории профессора Форбса и занимаемся проверкой новых генов-мишеней, блокирование которых может предотвращать или стабилизировать процессы, связанные с фиброзом и последующим циррозом печени».

Сколтех

История одного из главных научных инструментов человечества завершилась сегодня, 1 декабря. Сбылись самые мрачные опасения пытавшихся сохранить радиотелескоп «Аресибо» инженеров — огромный облучатель рухнул на главное зеркало.

Американские психологи выяснили, что люди, разговаривающие на испанском и английском языке, могут по-разному ощущать чувство боли.