Степень повреждения тканей при сердечном приступе смогли уменьшить на 30% — Naked Science
София Жаботинская

Степень повреждения тканей при сердечном приступе смогли уменьшить на 30%

Ученые обнаружили вещество, отвечающее за некроз ткани при инфаркте миокарда, и смогли блокировать его синтез.

Новый метод позволит облегчить последствия инфаркта миокарда.
Новый метод позволит облегчить последствия инфаркта миокарда. / © Health Day

Инфаркт миокарда — серьезная проблема для человечества. Ежегодно от сердечных приступов умирают почти 10 миллионов человек по всему миру. Ученые из Франции и Швейцарии выяснили, как можно облегчить последствия инфаркта. Статья об этом вышла в издании Nature Metabolism.

Сердечный приступ происходит из-за закупорки коронарных артерий — сосудов, которые снабжают мышечную ткань сердца (миокард) артериальной кровью, насыщенной кислородом. При этом лишенные кислорода участки миокарда подвергаются быстрому некрозу.

Команда ученых из Женевского университета, Лионского университета и Национального института здравоохранения и медицинских исследований Франции выяснили, что причиной некроза является дезоксидигидрокерамид (DoxDHCer) — соединение класса липидов, которое накапливается при недостатке кислорода и блокирует клеточные функции. Блокируя синтез этого вещества у мышей, которые перенесли сердечный приступ, исследователи добились снижения степени повреждения миокарда.

Прийти к выводам о роли дезоксидигидрокерамида в процессе некроза ученым помогли наблюдения за червями. Некоторые виды этих существ могут прожить без кислорода несколько суток, при этом количество такого соединения у них постепенно накапливается до опасного уровня. Для подтверждения своей гипотезы исследователи ввели в геном червей мутантный ген человека, который вызывает развитие сенсорно-вегетативной нейропатии. При этом заболевании в организме повышается синтез DoxDHCer, и черви, модифицированные мутантым геном, становились очень чувствительными к недостатку кислорода.

«Керамиды — абсолютно необходимые липиды для организма, — говорит Томас Ханнич, биохимик из Женевского университета. — Без него многие функции организма нарушаются: например, ваша кожа может высохнуть». Однако в больших количествах этот липид токсичен. С помощью масс-спектрометрии ученые выяснили, что DoxDHCer может провоцировать дефекты в клеточном цитоскелете и нарушать работу митохондрий.

Основываясь на полученных данных, ученые провели эксперименты на мышах, у которых хирургическим способом моделировали инфаркт миокарда. У грызунов, которым перед операцией вводили ингибитор синтеза керамидов, степень некроза миокарда была на 30% ниже — и это весьма значимый результат.

Ученым, однако, стоит провести большую работу над ингибитором синтеза керамидов, чтобы получить вещество, которое будет точечно воздействовать именно на дезоксидигидрокерамид. Молекула, которую испытали на мышах, блокирует продукцию всех керамидов и наверняка будет давать множество побочных эффектов.