13 мая
Татьяна Федина
1 798

Медики обнаружили, что следует снимать боль, но не воспаление

5.2

Команда исследователей из Канады и Италии пришла к выводу, что использование противовоспалительных препаратов и стероидов для облегчения боли может привести к развитию хронической боли. Новая работа ставит под сомнение традиционные методы лечения, подразумевающие блокирование воспаления. По мнению ученых, нормальное восстановление после болезненной травмы включает в себя воспаление.

Пусть это прекратится! Мне больно! © Дневники вампира/Vampire Diaries

Авторы работы, опубликованной в журнале Science Translational Medicine, изучили механизмы возникновения хронических болей у людей и мышей. Они обнаружили, что нейтрофилы — тип белых кровяных телец, помогающих организму бороться с инфекцией — играют ключевую роль в устранении боли.

«Анализируя гены людей, страдающих от болей в пояснице, мы наблюдали активные изменения в генах с течением времени у тех, у кого боль прошла. Изменения в клетках крови и их активность, по-видимому, были наиболее важным фактором, особенно в клетках, называемых нейтрофилами», — сказала Люда Дятченко, доктор медицинских наук, профессор медицинского факультета анестезиологии и стоматологии Университета Макгилла (Канада).

Как объясняют исследователи, нейтрофилы доминируют на ранних стадиях воспаления и «подготавливают почву» для восстановления поврежденных тканей. Воспаление возникает по какой-то причине, и, похоже, вмешиваться в него опасно.

Экспериментальная блокировка нейтрофилов у мышей продлевала боль в десять раз по сравнению с нормальной продолжительностью. Лечение боли противовоспалительными препаратами и стероидами, такими как дексаметазон и диклофенак, дало тот же результат, хотя они и были эффективны против боли на ранних стадиях.

Эти выводы также подтверждаются данными мониторинга 500 тысяч человек в Соединенном Королевстве, которые показали, что пациенты, принимавшие противовоспалительные препараты для лечения боли, с большей вероятностью испытывали боль от двух до десяти лет спустя. Однако подобного эффекта не наблюдалось у людей, принимающих парацетамол либо антидепрессанты.

«В течение многих десятилетий стандартной медицинской практикой было лечение боли противовоспалительными препаратами. Но мы обнаружили, что это краткосрочное решение может привести к долгосрочным проблемам», — отметил Джеффри Могил, профессор кафедры психологии Университета Макгилла и заведующий кафедрой изучения боли Э. П. Тейлора.

По словам авторов, возможно, опираясь на результаты их исследования, пришло время пересмотреть то, как мы лечим острую боль. Они предлагают снимать ее другими способами, которые, к счастью, способны работать и без вмешательства в процесс воспаления.

Ученые также подчеркнули, что устранение боли на самом деле представляет собой активный биологический процесс. Логичным продолжением этих выводов могут стать клинические испытания, непосредственно сравнивающие долгосрочную терапию противовоспалительными препаратами с эффектом от длительной терапии обезболивающими, не подавляющими воспаление.