17.08.2023
Дарья Сидельникова
1 661

Врачи установили, какие вакцины непреднамеренно снижают риск болезни Альцгеймера

6.4

Ученые продолжают искать препараты для лечения и профилактики болезни Альцгеймера — самой распространенной формы деменции. Новое исследование показало, что в этом могут помочь многие обычные прививки от других болезней.

Вакцины
Вакцины / ©Thirdman, Pexels / Автор: Plinia Abito

По данным ВОЗ, в мире насчитывается более 55 миллионов человек с деменцией, а каждый год выявляют почти 10 миллионов новых заболевших. Наиболее распространенная форма — болезнь Альцгеймера, на которую приходится 60–70% случаев. Точные причины ее развития до сих пор не известны. По одной из гипотез, ключевую роль в этом могут играть инфекционные процессы: вирусные, бактериальные и грибковые инфекции способны усиливать нейровоспаление, вызывая или усугубляя нейродегенерацию.

Вакцины снижают риск развития инфекций или тяжесть их течения, а также влияют на врожденный иммунитет. Например, прививка от гриппа влияет на выработку воспалительных молекул цитокинов — обычно они накапливаются в головном мозге и других органах пожилых людей, вызывая хроническое воспаление. В результате снижается уровень нейровоспалительных заболеваний и иммунных механизмов, которые способствуют развитию болезни.

Связь между вакцинацией и риском развития самой распространенной формой деменции обнаружили еще несколько лет назад. Так, летом прошлого года американские ученые выяснили, что у пожилых людей, вакцинированных от гриппа, риск развития болезни Альцгеймера снижен на 40 процентов.

Аналогичная работа была в 2016 году: тогда исследователи установили, что у 12 тысяч пациентов с хроническими заболеваниями почек риск развития болезни Альцгеймера у привитых от гриппа людей на 30-40 процентов ниже, чем у непривитых. При регулярной вакцинации профилактический эффект усиливается. А в 2001-м исследование с участием более четырех тысяч пациентов старше 65 лет показало, что у ранее прививавшихся против дифтерии, столбняка, полиомиелита и гриппа реже развивается болезнь Альцгеймера.

Теперь ученые решили проверить другие вакцины. В исследование включили несколько препаратов, одобренных Центрами по контролю и профилактике заболеваний (CDC) для взрослых: Tdap (защищает от коклюша, столбняка и дифтерии), Td (от столбняка и дифтерии), Herpes Zoster (МНН «Шингрикс» и «Зоставакс») — против опоясывающего герпеса — и пневмококковые PCV13 и PPSV23. Исследование опубликовано в Journal of Alzheimer’s Disease.

«Оказалось, еще несколько вакцин для взрослых связаны со снижением риска развития болезни Альцгеймера. Мы предполагаем, что иммунная система ответственна за дисфункцию клеток мозга при болезни Альцгеймера. Полученные результаты позволяют предположить, что вакцинация оказывает более общее воздействие на иммунную систему, снижая риск развития болезни Альцгеймера», — отметил Пол Е. Шульц, директор Центра нейрокогнитивных расстройств при Медицинской школе Макговерна.

Вакцинация / ©Steve Buissinne, Pixabay

Ученые провели ретроспективное когортное исследование с участием пациентов старше 65 лет без выявленной на тот момент деменции. Их разделили на группы: в одну включили привитых вакциной Tdap/Td, HZ или пневмококковой вакциной, а в другую — невакцинированных.

Вероятность развития болезни Альцгеймера у пациентов, получивших вакцину Tdap/Td, была на 30% ниже, чем у их невакцинированных сверстников (болезнь развилась у 7,2% привитых пациентов против 10,2% у непривитых). У вакцинированных от герпеса риск снизился на 25% (8,1% вакцинированных пациентов против 10,7% невакцинированных). В случае пневмококковой вакцины риск развития заболевания снижался на 27% (7,92% вакцинированных пациентов против 10,9% невакцинированных).

Для сравнения: по словам Шульца, три новых препарата на основе антиамилоидных антител, используемых для лечения болезни Альцгеймера, замедляют прогрессирование патологии на 25%, 27% и 35%.

«Мы предполагаем, что снижение риска развития болезни Альцгеймера, связанное с применением вакцин, вероятно, обусловлено сочетанием нескольких механизмов. Вакцины могут изменять реакцию иммунной системы на накопление токсичных белков, способствующих развитию болезни Альцгеймера.

Например, повышая эффективность иммунных клеток в очистке от токсичных белков или „оттачивая“ иммунный ответ на эти белки таким образом, чтобы сократить „побочный ущерб“ для близлежащих здоровых клеток мозга. Конечно, эти вакцины защищают от инфекций, таких как опоясывающий герпес, которые могут способствовать нейровоспалению», — добавили авторы.

По словам ученых, это исследование подчеркивает важность свободного доступа к плановой вакцинации среди взрослых.

«За последние несколько лет область изучения болезни Альцгеймера значительно расширилась, особенно после того, как Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств США (FDA) одобрило для лечения препараты, содержащих антиамилоидные антитела. Однако для безопасного применения этих лекарств нужно еще много времени, а вакцинация — рутинная процедура, входящая в календарь прививок», — заключили ученые.