Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
16 ноября
8 206

Проказа поможет регенерировать повреждения печени

5.3

Лепра, или проказа, — одна из самых древних и тяжелых болезней, преследующих человечество. Однако опыты на броненосцах показали, что бактерии, которые ее вызывают, демонстрируют неожиданную способность, стимулируя рост и регенерацию печени.

©Bill B, Flickr

Печень — едва ли не самый легко регенерирующий орган во всем человеческом организме. Даже если у донора удаляют две трети, со временем печень восстанавливает свой нормальный размер. Однако из-за цирроза и других поражений она теряет такую способность. Возможно, в будущем медики смогут «перезапускать» регенерацию печени, а помогут в этом броненосцы и бактерии Mycobacterium leprae, вызывающие проказу.

Эти микобактерии поражают не только кожу, но и глаза, и печень, и нервную систему. Еще ранее ученые из Эдинбургского университета показали, что они могут заражать шванновские клетки, помогающие нейронам в работе. Под их влиянием в клетках запускаются сигнальные пути, которые возвращают их в более молодое и незрелое состояние.

Однако эти опыты проводили на культурах клеток, а не на животных in vivo: и мыши, и другие обычные лабораторные модели плохо подходят для экспериментов с микобактериями лепры. О такой работе сообщается лишь теперь, и она принесла некоторые довольно неожиданные результаты. Статья Анура Рамбуккана (Anura Rambukkana) и его соавторов опубликована в журнале Cell Reports Medicine.

Провести эксперименты удалось, используя девятипоясных броненосцев, которые обитают в Центральной и Южной Америке и нередко служат переносчиками лепры. Опыты показали, что заражение микобактериями вызывает увеличение печени этих животных, причем орган сохраняет здоровый вид и состояние тканей. Это подтвердил и биохимический анализ ферментов, которые производит печень.

Команда Рамбуккана также сравнила активность генов в клетках печени у здоровых и зараженных лепрой броненосцев. Работа показала, что гепатоциты, как и шванновские клетки, под влиянием бактерий перерождались, переходя в состояние, близкое к стволовому. Они экспрессировали гены, которые характерны для клеток развивающегося эмбриона.

По-видимому, такая способность полезна микобактериям лепры, увеличивая количество клеток, подходящих для заражения. Механизм, с помощью которого микробы влияют на гепатоциты и стимулируют рост печени, пока не известен. Этим вопросом ученые планируют заняться в дальнейшем. Если мы выясним секреты микобактерий, их можно будет использовать для создания новых лекарств, которые позволят регенерировать печень даже при тяжелом поражении.