08.10.2021
Мария А.
7 571

Легкие назвали главным центром «долговременной памяти» о перенесенном Covid-19

5.8

Ученые узнали, где именно организм локализует «память» о коронавирусной инфекции, чтобы обеспечить долгосрочную защиту от повторного заражения.

Сравнение легких здорового и больного
Слева — здоровые легкие; справа — легкие человека, инфицированного коронавирусом SARS-CoV-2 / © Getty Images / Автор: Татьяна Соловьёва

Известно, что антитела к перенесенной коронавирусной инфекции (или выработанные после вакцинации) обнаруживаются в периферической крови в течение хотя бы полугода после болезни. Однако иммунологическая память — способность организма быстро распознавать антиген — поддерживается гетерогенными подмножествами вирус-специфичных Т- и В-лимфоцитов, которые находятся в лимфоидных тканях, пораженных инфекцией, и лимфоидных органах. Среди них — красный костный мозг и тимус, а также селезенка, миндалины, аппендикс, пейеровы бляшки и лимфатические узлы.

Ученые из Колумбийского университета в Нью-Йорке и Института иммунологии Ла-Хойя в Калифорнии (США) раскрыли сложность и функциональное разнообразие Т- и В-клеток памяти, специфичных к SARS-CoV-2, в лимфоидных тканях и тканях слизистой оболочки полых органов. Исследование проводили на органах, взятых от четырех человек 10-74 лет, перенесших Covid-19 примерно за два-шесть месяцев до этого и впоследствии умерших по причинам, не связанным с инфекцией (на момент вскрытия они имели отрицательный результат ПЦР-теста). Контрольной выборкой послужили органы доноров, скончавшихся ранее ноября 2019 года, то есть с коронавирусом не сталкивавшихся. Результаты опубликованы в журнале Science Immunology.

«Все доноры, перенесшие Covid-19, имели определяемые сывороточные IgG к N- и S-белкам, а также RBD вируса вместе с нейтрализующими антителами, в то время как в сыворотке крови доноров органов до пандемии отсутствовали антитела к нему. Используя эту когорту, мы исследовали SARS-CoV-2-специфические Т- и В-клеточные ответы в крови, костном мозге, селезенке, легких», — объяснили авторы статьи.

Как показали результаты, SARS-CoV-2-специфические CD4+ T-, CD8+ Т- и В-клетки главным образом локализовались в легких и связанных с ними лимфатических узлах, а также поддерживались как популяции клеток памяти. Т- и В-клетки памяти, которые участвуют в защите от вторичных вирусных инфекций, тоже наблюдались в основном в легких. «Лимфатические узлы кишечника у некоторых доноров выступали важными участками для SARS-CoV-2-специфических Т- и В-клеток памяти (особенно TRM и BRM). Вероятно, это объясняется тем, что кишечник в некоторых случаях выступает основным местом для репликации вируса», — добавили ученые.

Помимо этого, в ассоциированных с легкими лимфатических узлах выявили SARS-CoV-2-специфические так называемые зародышевые центры B-клеток и TFH-клеток — причем даже у пожилых. Все вместе это говорит о том, что иммунный ответ сохраняется даже через несколько месяцев после выздоровления, а специфическая к SARS-CoV-2 иммунная память локализуется в определенных тканях.

«Наше исследование предполагает, что для улучшения защиты от вируса вакцины должны быть нацелены на иммунные клетки памяти в легких и связанных с ними лимфатических узлах. К примеру, этого можно достичь с помощью назальных спреев. Ранее мы обнаружили, что у мышей, больных гриппом, Т-клетки памяти в легких необходимы для оптимальной защиты от респираторных инфекций. Новые результаты убедительно показывают, что то же самое, судя по всему, верно и для людей», — подытожили исследователи.