Ложка оливкового масла в день снизила риск смерти от деменции на десятки процентов
Международная группа ученых провела исследование, в котором участвовали более 92 тысяч человек, и показала, что всего семь граммов оливкового масла в день способны снизить риск смерти от деменции на 28 процентов.
Оливковое масло — неизменный атрибут средиземноморской диеты, которую называют одной из самых полезных в мире (например, она снижает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний). Но оливковое масло полезно само по себе: в нем много мононенасыщенных жирных кислот, в особенности олеиновой. Считается, что эти кислоты снижают уровень «плохого» холестерина и поддерживают уровень «хорошего». Правда, точный механизм этого не установлен.
Ученые из Гарвардской школы общественного здравоохранения (США), Чжэцзянского (Китай) и Копенгагенского (Дания) университетов провели проспективное когортное исследование с участием 92 383 человек, 60 582 из которых были женщинами. Средний возраст испытуемых составил 56,4 года, а наблюдения продолжались в течение 28 лет — с 1990 по 2018 год. Ни у кого из добровольцев исходно не диагностировали сердечно-сосудистых заболеваний и рака. Выводы работы представлены в журнале Jama Network Open.
За весь период исследований 4751 человек умер от деменции. Выяснилось, что участники, которые были гомозиготны по аллелю аполипопротеина APOE ε4, имели в пять-девять раз выше риск скончаться от нейродегенеративных заболеваний, чем все остальные.
Однако даже с учетом такой поправки потребление не менее семи граммов (примерно чайная ложка) оливкового масла в день снизило вероятность смерти от деменции на 28 процентов. Замена другими растительными маслами или сливочным такого эффекта не имело.
«Оливковое масло может оказывать противовоспалительное и нейропротекторное действие благодаря высокому содержанию мононенасыщенных жирных кислот и других соединений с антиоксидантными свойствами, таких как витамин Е и полифенолы», — рассказала Анна-Джулия Тессье (Anne-Julie Tessier) из Гарвардской школы общественного здравоохранения.
Возможно, комбинация таких соединений, а не какой-то один из элементов, позволяет добиться подобного оздоравливающего эффекта.
Ученые также подчеркнули, что в исследовании участвовали в основном белые и образованные люди, поэтому результаты пока некорректно распространять на другие группы населения. Более того, исследование было обсервационным (то есть данные собирались путем простого наблюдения событий, происходивших естественным путем), так что говорить о прямой корреляции между снижением риска смерти от деменции и употреблением оливкового масла все же преждевременно.
Хотя длительность помех не превышала десяти секунд, это первый известный случай такого рода. Обычно спутникам не хватает мощности для создания радиосигналов той силы, что нужна для подобных помех.
Международная группа ученых выяснила, что постепенное потепление океана лишает морской планктон необходимых для жизни питательных веществ. Этот процесс охватывает огромные водные территории и в будущем может кардинально изменить экосистемы по всей планете.
Американские биотехнологи впервые сообщили об обращении вспять клеточного старения в живых клетках печени человека — не мышиных, не синтетических, а именно человеческих. На волне этого результата компания привлекла 435 миллионов долларов и готовится к клиническим испытаниям.
В 2017 году человечество впервые заметило объект, прилетевший из другой звездной системы. Он оказался странным, почти не похожим ни на астероид, ни на комету, и получил имя Оумуамуа. Затем появился «нормальный» межзвездный странник — комета Борисова. А в 2025-м астрономы обнаружили 3I/ATLAS — объект, который, вероятно, хранит вещество времен рождения чужих миров. Но что изменили в астрономии эти три гостя из межзвездной тьмы?
Астрономы провели длительную радиодиагностику межзвездного объекта 3I/ATLAS и не нашли признаков искусственных технологий. Наблюдение окончательно подтвердило естественную природу ледяного тела, хотя ученые изначально не ожидали сенсации.
Роль личности в истории чаще всего иллюстрируют правителями или полководцами. Но, глядя на современную карту мира, нельзя не признать: она выглядела бы принципиально иначе, если бы не одна крестьянская девушка, которую сожгли в этот день ровно 595 лет назад.
В высокогорных районах Гималаев появился новый хищник. Он не боится людей, возглавляет стаи собак и все чаще заходит в деревни. Местные жители называют его «кхипшанг». Речь идет о гибриде гималайского волка и бродячей собаки. Ученые опасаются, что этот зверь изменит хрупкий баланс местной дикой природы и в скором времени станет весьма опасным для человека.
В доколумбовых Андах принадлежность к правящему роду определяла доступ к земле, торговле и статусу, поэтому удержать все внутри семьи было вопросом выживания. Ученые выяснили, что элиты долины Чинча решали эту задачу самым прямым способом — заключая браки между родственниками на протяжении как минимум двух поколений.
При совпадении нескольких условий наши глаза способны улавливать излучение в ближнем инфракрасном спектре. Тогда сетчатка начинает работать как нелинейный фотодетектор.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Что-то в вашем комментарии показалось подозрительным, поэтому перед публикацией он пройдет модерацию.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии