Какие профессии востребованы сегодня?
7 июня
Александра Медведева
11 539

Животных с раковыми опухолями вылечили с помощью ускорительного источника нейтронов

4.8

Российские ученые использовали бор-нейтронозахватную терапию для лечения кошек и собак со злокачественными опухолями. Животные получали борсодержащий препарат, и их облучали на ускорительном источнике нейтронов. После этого состояние пациентов значительно улучшилось.

Кот Пушок до, во время и после терапии
Кот Пушок до, во время и после терапии/ © V. Kanygin et al., 2022

Ученые из Новосибирского государственного университета и Института ядерной физики имени Г. И. Будкера СО РАН провели эксперимент по лечению онкологии у домашних животных с помощью бор-нейтронозахватная терапии. Больные кошки и собаки получали борсодержащий препарат, после чего их облучали на ускорительном источнике нейтронов. Общее состояние животных улучшилось. Работа, опубликованная в журнале Biology, стала первым исследованием крупных млекопитающих с использованием подобного ускорителя. Полученные данные открывают путь к клиническим испытаниям терапии на людях.

Бор-нейтронозахватная терапия (БНЗТ) — методика избирательного уничтожения клеток злокачественных опухолей путем накопления в них изотопа бор-10 и последующего облучения пучком нейтронов. При взаимодействии бора и нейтрона происходит ядерная реакция, в которой появляются частицы с высокой энергией. Они перемещаются на короткие расстояния и уничтожают опухолевые клетки, не затрагивая здоровые.

В эксперименте участвовали 15 кошек и собак со злокачественными опухолями. Новообразования были спонтанными, то есть их не прививали в лаборатории. У кошек и собак, как правило, развиваются сходные виды рака в тех же органах, что у людей. Кроме того, биологические и терапевтические реакции на опухоли у питомцев считаются лучшими моделями реакций тканей человека.

Незадолго до начала облучения животным вводили препарат адресной доставки бора, а затем их погружали в медикаментозный сон и фиксировали под ускорителем. Во время облучения ученые вели постоянный мониторинг основных физиологических параметров животных. Процедура облучения продолжалась в среднем два часа.

Авторы работы наблюдали регресс опухолей и улучшение общего состояния животных. Некоторых пациентов приходилось облучать дважды. Так, одну собаку сначала вылечили от крупной опухоли на морде, а потом — от метастазов в легких. Сейчас животное живо и здорово.

За 50 лет истории БНЗТ по всему миру проводили множество экспериментов, однако среди них не было исследований на крупных млекопитающих с использованием ускорительных источников нейтронов. Эта работа — обязательный этап на пути внедрения БНЗТ-технологий в медицинскую практику.