Cпрей из стволовых клеток вернул мышам обоняние — Naked Science
3 июня

Cпрей из стволовых клеток вернул мышам обоняние

Интраназальное распыление стволовых клеток может стать эффективным средством лечения нарушений обоняния.

mouse0

По оценке ученых, более 10 процентов людей страдают от нарушений обоняния в результате возрастных изменений, вирусных инфекций, травм или наследственных заболеваний. Как правило, эти нарушения остаются неизлечимыми, и, хотя их вряд ли можно назвать опасными, отсутствие обоняния заметно снижает качество жизни. Однако Брэдли Гольдштейн (Bradley Goldstein) и его коллеги из Университета Майами продемонстрировали, что исправить ситуацию можно благодаря терапии стволовыми клетками.

«Существуют свидетельства того, что большую роль во многих видах нарушений обоняния играет неспособность нормальным образом заменять поврежденные или погибшие обонятельные нейроны, — говорит профессор Гольдштейн. — Поэтому мы и решили проверить, насколько этому помогут подходы клеточной терапии». Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в журнале Stem Cell Reports.

В своих экспериментах ученые использовали ГМ-линию мышей, несущих нефункциональные обонятельные нейроны и, как следствие, не способных определять запахи. У таких животных искусственно нарушалась работа гена Ift88, который кодирует чувствительные реснички рецепторов. Чтобы восстановить его работу, грызуны получали препараты шаровидных базальных клеток — стволовых клеток обонятельного эпителия, которые в норме должны заменять и обновлять нейроны.

Трансплантация клеток проводилась с помощью назального спрея, и такая терапия действительно помогла. Стволовые клетки закреплялись и производили взрослые чувствительные клетки обонятельного эпителия, которые отращивали аксоны и соединялись с обонятельными центрами мозга, восстанавливая чувствительность ГМ-мышей к запахам. В тестах грызуны демонстрировали обычную «здоровую» реакцию на обонятельные стимулы.