Ученые узнали, какой алкоголь и в каком количестве пьют европейцы
В прошлом ученые рассматривали национальные модели потребления спиртного в Европе. Однако из-за произошедших в регионе экономических и политических изменений они могли перестать быть актуальными, поэтому исследователи решили обновить данные. Свежий анализ показал, что большинство европейских стран стабильны в плане питейных привычек.
В научной работе, опубликованной в журнале Addiction, авторы рассмотрели ситуацию в государствах Евросоюза, а также в Исландии, Норвегии и на Украине в 2000, 2010, 2015 и 2019 годах. В основу анализа легли сведения системы мониторинга ВОЗ о потреблении алкоголя на душу населения, типах напитков и манере их питья, преобладающем статусе потребления спиртного (воздержание от алкоголя на протяжении жизни, нынешнее потребление, потребление в прошлом, эпизодическое злоупотребление).
Кроме того, исследователи оценили связанный с алкоголем вред, изучив данные о стандартизированных по возрасту потерях лет жизни с учетом инвалидизации (DALYs) и смертях на 100 000 человек (только за 2019 год).
По результатам анализа ученые распределили страны на шесть групп. Две трети рассмотренных государств в 2019 году остались в том же кластере, что и в 2000-м.
К «винопьющим» странам, жители которых потребляют много вина, но мало пива и крепкого алкоголя, отнесли Францию, Грецию, Италию, Португалию и Швецию. Среди них же зарегистрировали самый низкий уровень общего потребления алкоголя.
Во вторую группу, с предпочтением к пиву и относительно низким потреблением крепких напитков, попали Австрия, Бельгия, Дания, Германия, Нидерланды, Норвегия, Словения и Испания. Также для этих стран оказался характерен высокий уровень потребления спиртного приезжими и туристами.
Хорватию, Чехию, Венгрию, Польшу, Румынию и Словакию отнесли к странам, пьющим больше всего пива и много алкоголя в целом. В этой группе выявили наибольшую распространенность тяжелого эпизодического пьянства у населения.
Эстонию, Латвию и Литву причислили к группе с высоким потребления спиртного, включая пиво и другой алкоголь. Кроме того, страны Балтии отличились самыми низкими в Европе показателями потребления вина и числа трезвенников, но в то же время невысокой распространенностью тяжелого эпизодического пьянства.
В пятую группу, для которой характерны высокое и регулярное потребление спиртного, но при этом — низкая распространенность пьющих и самая высокая доля трезвенников среди населения, вошли Украина, Болгария и Кипр. Также в этих странах менее всего выражено тяжелое эпизодическое пьянство.
В заключительную группу выделили страны с наивысшей долей пьющего населения и жителей, эпизодически злоупотребляющих алкоголем. Среди них — Финляндия, Исландия, Ирландия, Люксембург и Мальта.
Исследование выявило значительную связь между характером потребления алкоголя, смертностью и вредом спиртного для здоровья. В странах, где распространено потребление крепких напитков и/или пьянство — в Эстонии, Латвии, Литве, Болгарии, на Украине и Кипре, — отмечены самые высокие средние показатели смертности и вреда здоровью из-за алкоголя.
Учитывая, что общий уровень «алкоголизации» в Европе остается высоким, авторы призвали искать способы изменить сложившиеся в регионе модели потребления спиртного, ведущие к росту заболеваний и числа смертей. Недавно группа японских ученых установила, что результаты генетического теста на метаболизм алкоголя способны побудить выпивающих ограничить вредную привычку.
Высокое потребление спиртного — острая проблема и для России. В 2023 году продажи алкоголя в нашей стране стали рекордными за девять лет, причем особенно сильно вырос спрос на крепкие напитки. Об этом сообщили аналитики проекта «Если быть точным», изучив данные Минздрава, Росстата и Росалкогольрегулирования. Эксперты связали тенденцию со стрессами из-за «ковидных ограничений» и «геополитической напряженности».
В 2017 году человечество впервые заметило объект, прилетевший из другой звездной системы. Он оказался странным, почти не похожим ни на астероид, ни на комету, и получил имя Оумуамуа. Затем появился «нормальный» межзвездный странник — комета Борисова. А в 2025-м астрономы обнаружили 3I/ATLAS — объект, который, вероятно, хранит вещество времен рождения чужих миров. Но что изменили в астрономии эти три гостя из межзвездной тьмы?
Роль личности в истории чаще всего иллюстрируют правителями или полководцами. Но, глядя на современную карту мира, нельзя не признать: она выглядела бы принципиально иначе, если бы не одна крестьянская девушка, которую сожгли в этот день ровно 595 лет назад.
В США разработали экспериментальный назальный спрей против возрастного угасания мозга, который не только эффективно подавляет нейровоспаление, но и восстанавливает когнитивные функции. В отличие от традиционных методов, он заставляет организм возвращать память за счет репрограммирования клеток микроглии, а не сложного хирургического вмешательства.
В 2017 году человечество впервые заметило объект, прилетевший из другой звездной системы. Он оказался странным, почти не похожим ни на астероид, ни на комету, и получил имя Оумуамуа. Затем появился «нормальный» межзвездный странник — комета Борисова. А в 2025-м астрономы обнаружили 3I/ATLAS — объект, который, вероятно, хранит вещество времен рождения чужих миров. Но что изменили в астрономии эти три гостя из межзвездной тьмы?
Астрономы провели длительную радиодиагностику межзвездного объекта 3I/ATLAS и не нашли признаков искусственных технологий. Наблюдение окончательно подтвердило естественную природу ледяного тела, хотя ученые изначально не ожидали сенсации.
Во время раскопок в римском лагере в Йорке (Англия) нашли стеклянную колбу, поразительно напоминающую древнеегипетские флаконы для кохля — традиционную черную подводку для глаз. Не исключено, что это средство макияжа пользовалось популярностью и у римских солдат.
В высокогорных районах Гималаев появился новый хищник. Он не боится людей, возглавляет стаи собак и все чаще заходит в деревни. Местные жители называют его «кхипшанг». Речь идет о гибриде гималайского волка и бродячей собаки. Ученые опасаются, что этот зверь изменит хрупкий баланс местной дикой природы и в скором времени станет весьма опасным для человека.
В доколумбовых Андах принадлежность к правящему роду определяла доступ к земле, торговле и статусу, поэтому удержать все внутри семьи было вопросом выживания. Ученые выяснили, что элиты долины Чинча решали эту задачу самым прямым способом — заключая браки между родственниками на протяжении как минимум двух поколений.
При совпадении нескольких условий наши глаза способны улавливать излучение в ближнем инфракрасном спектре. Тогда сетчатка начинает работать как нелинейный фотодетектор.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Что-то в вашем комментарии показалось подозрительным, поэтому перед публикацией он пройдет модерацию.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии