27.12.2018
Редакция Naked Science

Биологи раскрыли механизм воздействия алкоголя на мембраны нервных клеток

Эксперименты с пьяными дрозофилами показали, как воздействие спирта на мембранный белок нейронов меняет их поведение.

muha0

Несмотря на глобальное распространение употребления спиртных напитков, нам до сих пор полностью не известны тонкие механизмы его воздействия на организм. Многие из этих эффектов проявляются и у животных, что позволило команде Скотта Хансена (Scott Hansen) провести эксперименты с плодовыми мушками. «Они ведут себя совсем как люди, — рассказал Хансен пресс-службе Института Скриппс. — Теряют координацию. В буквальном смысле напиваются».

В статье, опубликованной в Journal of Molecular Biology, ученые рассмотрели воздействие алкоголя на один из ферментов, усеивающих мембрану нервных клеток, — фосфолипазу Д. Этот белок проводит реакции замены полярных «головок» фосфолипидных молекул мембран, в результате которых высвобождаются фосфатидная кислота и холин. Холин служит предшественником нейромедиатора ацетилхолина, а фосфатидная кислота меняет вязкость мембран и играет роль сигнальной молекулы.

При появлении этанола (и других короткоцепочечных спиртов) кислота взаимодействует с ним и образует фосфатидилэтанол — вещество, которое увеличивает проницаемость мембран у нейронов и заставляет их срабатывать намного легче. В результате мухи начинают вести себя гиперактивно. Ученым удалось продемонстрировать это, получив линию ГМ-дрозофил с нефункциональным геном фосфолипазы Д в нейронах. Такие мухи не проявляли особенного возбуждения, даже «напившись».

Авторы считают, что накопление фосфатидилэтанола может быть связано и со многими эффектами похмелья, и намерены продолжить исследования этих реакций. Возможно, в будущем они приведут к появлению действительно доступных и эффективных таблеток, блокирующих опьянение или само похмелье.