04.02.2022
Мария А.
4 513

В Нидерландах выявили более агрессивный вариант ВИЧ-1

6.1

Анализ генетической последовательности показал, что этот высоковирулентый вариант возник в 1990-х в результате мутации de novo. В отсутствие лечения VB может развиться в СПИД за более короткий промежуток времени — примерно через два-три года.

Вирус иммунодефицита человека
Вирус иммунодефицита человека — ретровирус из рода лентивирусов, вызывающий медленно прогрессирующее заболевание — ВИЧ-инфекцию / © National Institutes of Health / Автор: Euclio Drusus

Ученые из университетов Оксфорда, Амстердама, Парижа, Цюриха, Европейского института биоинформатики и Института Сенгера в Кембридже, Института Роберта Коха в Берлине сообщили о существовании более высоковирулентного варианта ВИЧ-1 подтипа B — VB. Так, у 109 человек с этой разновидностью выявили превышение вирусной нагрузки примерно в 3,5-5,5 раза (по сравнению с пациентами с другими штаммами подтипа B), а также ускоренное в два раза снижение числа Т-клеток. Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Основная группа ВИЧ, ответственная за пандемию, впервые появилась примерно в 1920-х в районе Киншасы — сегодня столицы Демократической Республики Конго, — а спустя 40 лет разделилась на подтипы, которые начали расходиться по миру своими путями. На сегодня ВИЧ-1 — самый распространенный тип вируса иммунодефицита человека, который без соответствующей терапии переходит в СПИД. Около 95 процентов людей, живущих с ВИЧ, имеют именно ВИЧ-1, в то время как ВИЧ-2 встречается в основном на западе Африки, хотя порой его фиксируют в других регионах. Оба типа относятся к ретровирусам — семейству РНК-содержащих вирусов, — но их геном идентичен лишь на 55 процентов.

«Вирулентность ВИЧ-1 обычно измеряют по вирусной нагрузке (концентрации вирусных частиц в плазме крови) и количеству CD4 — концентрации CD4 + Т-клеток в периферической крови. Успешное лечение антиретровирусными препаратами подавляет вирусную нагрузку и прерывает снижение числа CD4, которое в противном случае привело бы к синдрому приобретенного иммунодефицита (СПИД). Как вирусная нагрузка, так и скорость снижения числа клеток CD4 — наследственные свойства, то есть на них причинно влияет вирусная генетика, что приводит к корреляции между человеком и тем, кого он заражает. В связи с этим ожидалось, что вирусная нагрузка и снижение числа клеток CD4 могут меняться с появлением новой разновидности вируса. Мы подтверждаем это предположение эмпирическими данными и заявляем о варианте подтипа B ВИЧ-1 с исключительно высокой вирулентностью, который циркулировал в Нидерландах последние два десятилетия», — рассказывается в работе. Анализ генетической последовательности показал, что вариант VB возник в 1990-х в результате мутации de novo, а не рекомбинации.

Вначале ученые, участвующие в крупном проекте BEEHIVE, определили группу из 17 человек, имеющих все признаки варианта вируса подтипа B и сильно повышенные вирусные нагрузки: 15 пациентов были из Нидерландов, один — из Швейцарии, еще один — из Бельгии. Затем, чтобы дополнить результаты и подробнее изучить эту разновидность ВИЧ-1, исследователи проанализировали данные 6706 человек из Нидерландов с инфекцией подтипа B. В итоге VB обнаружили еще у 92 человек. По словам авторов работы, он демонстрировал обширные изменения в геноме, затрагивающие почти 300 аминокислот.

«На момент постановки диагноза количество CD4 у пациентов с разновидностью VB уже было ниже, чем у инфицированных другим штаммом ВИЧ, на 73 клетки/мм3. Впоследствии их уровни снижались быстрее — еще на 49 клеток/мм 3 в год. <…> Ранее было показано, что если начинать лечение не немедленно, а при уровне CD4 350 клеток/мм3, то риск серьезных нежелательных последствий будет сильно повышен. Мы ожидаем, что у пациентов с VB такая стадия количества клеток CD4 наступит через девять месяцев со дня постановки диагноза — вместо 36 месяцев, как у людей с другой разновидностью ВИЧ», — добавляют ученые.

Согласно их подсчетам, когда количество CD4 достигнет 200 клеток/мм3, существует высокая вероятность немедленных осложнений, связанных с развитием СПИД. Без лечения эта стадия наступит в среднем через два-три года у молодых пациентов с VB-вариантом ВИЧ, а не через привычные шесть-семь лет. Для больных из старших возрастных групп прогноз более неутешителен. Однако исследователи не выявили каких-либо значимых различий в показателях смертности между людьми с VB и другими ВИЧ-инфицированными: вероятно, это можно объяснить лишь тем, что они начали антиретровирусную терапию вскоре после того, как узнали свой диагноз.

По данным UNAIDS — Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИД, — в 2020 году в мире насчитывалось более 37 миллионов людей с вирусом иммунодефицита человека, полтора миллиона заразились, а 680 тысяч умерли от болезней, связанных со СПИДом.