• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
25.08.2016, 19:36
Редакция Naked Science
569

Первый за полвека: отечественные судостроители открывают новое направление

В России начато строительство круизного лайнера. Событие, действительно, неординарное, ведь за последние более чем полвека таких судов в нашей стране не строили – покупали в Европе. Naked Science связался с директором Департамента гражданского судостроения Объединенной судостроительной корпорации Игорем Вячеславовичем Шакало и задал несколько вопросов об импортозамещении в отечественном судостроении.

pv300vd2016
©Wikipedia / Автор: Euclio Drusus

Круизный лайнер, сравнимый по уровню комфорта с пятизвездочным отелем, был заложен  на астраханской верфи «Лотос» 15 августа 2016-го. Туристический лайнер стоимостью примерно 2,5 миллиарда рублей строится по заказу Московского речного пароходства. Четырехпалубное судно будет рассчитано на 300 пассажиров, иметь 155 двухместных кают, в том числе 4 для людей с ограниченными возможностями. Его длина – 141 м, ширина – 16,5 м. К услугам пассажиров СПА-салон с сауной, фитнес-центр, интернет-офис, панорамный театрально-музыкальный салон с баром, трансформируемые конференц-залы, бары, рестораны и многое другое.

 

Такое судно в России строится впервые. Раньше наше судостроение ориентировалось прежде всего на военные и рыболовные нужды.

 

Игорь Вячеславович, подобные суда не строились в России почти 60 лет. Получается, опыта в строительстве таких судов на предприятиях России нет. Почему из порядка 20 заводов корпорации для осуществления проекта был выбран именно астраханский судостроительный завод «Лотос»?

 

— Мы считаем в качестве одной из приоритетных задач Корпорации обеспечение равномерной загрузки наших предприятий с тем, чтобы не было «перекоса» в загрузке мощностей. Кроме того, на базе ССЗ «Лотос» создана ОЭЗ «Лотос», которая предоставляет определенные законодательством льготы и преференции.

 

С технологической точки зрения, круизные суда не сильно отличаются от прочих судов класса «река-море». К ним предъявляются более высокие требования по культуре производства. Наиболее сложным вопросом будет отделка помещений для пассажиров, монтаж разветвленных систем жизнеобеспечения (вентиляции и кондиционирования, пресной воды и т. п.). Этим вопросам и будем уделять особое внимание, в том числе со стороны Корпорации.

 

Завод готов к выполнению такого заказа? Или по мере строительства судна предполагается и его модернизация?

 

— Разумеется, перед размещением этого заказа производственные мощности и технологические возможности завода «Лотос» были еще раз проанализированы и получили положительную экспертную оценку. Высокую оценку состояния готовности производства заводу дала также Инспекция Российского Речного Регистра.

 

С целью обеспечения эстетичности внешнего вида разработана специальная технология сварки корпуса, установлена и введена в эксплуатацию новая линия подготовки металла, а также модернизирована линия резки металла. Предприятие ОСК полностью готово к выполнению этого и других аналогичных заказов.

 

В чем преимущества проекта PV300VD по сравнению с зарубежными аналогами и с теми судами, которые сейчас плавают по нашим рекам?

 

— Проект круизного судна PV300VD класса «река-море» адаптирован к особенностям водных артерий нашей страны, а также к возможностям отечественных судостроительных предприятий.

 

На судне применена система электродвижения, которая позволяет минимизировать эксплуатационные затраты на топливо и хорошо зарекомендовала себя на танкерах класса «река-море». Судно соответствует всем международным требованиям, предъявляемым к судам аналогичных классов. Сравнивать с судами, эксплуатируемыми в настоящее время, не имеет смысла прежде всего в силу возраста последних.

 

Первый за полвека: отечественные судостроители открывают новое направление – иллюстрация к материалу на Naked Science

© ОСК

 

Кто осуществлял проектирование судна? Отечественные проектно-конструкторские бюро или зарубежные?

 

— Заказчиком в качестве базового выбран проект круизного судна PV-300 (проектант – Морское Инженерное Бюро, г. Санкт-Петербург), который был разработан по заказу Федерального агентства морского и речного транспорта. Данное бюро и будет адаптировать проект под требования заказчика.

 

ОАО «Судостроительный  завод «ЛОТОС» расположен в городе Нариманов в 45 километрах к северу от Астрахани. Основанный в 80-е годы прошлого века завод специализируется на строительстве судов внутреннего плавания и комплектов блок-модулей верхних строений стационарных платформ, предназначенных для разведки и добычи нефти и газа на континентальных шельфах морей и океанов. Предприятие входит в состав «Объединенной судостроительной корпорации» и является одним из крупнейших предприятий Астраханской области и Южного федерального округа.

 

Какие-либо прорывные технологии будут использоваться непосредственно при постройке данного судна?

 

— Как ранее отмечалось, на судне будет применена система электродвижения с полноповоротными винторулевыми колонками, которая на круизных судах класса «река-море» не имеет широкого применения, при изготовлении надстройки будет применяться алюминий.

 

В СМИ появилась информация, что круизный лайнер будет только на 50% состоять из отечественных комплектующих. Что доверили отечественным производителям, а где без зарубежных не обойтись?

 

— В настоящий момент создана группа управления проектом с участием заказчика, в рамках работы которой и будут отбираться поставщики.

 

Особое внимание будет уделяться отечественным изготовителям. Говорить о процентах отечественных комплектующих сейчас преждевременно, все будет зависеть от выбора поставщика системы электродвижения и винторулевых колонок.

 

При серийном строительстве лайнеров это соотношение может быть доведено до 50–70%, все зависит от серийности, которая может гарантировать как нашим предприятиям, так и иностранным, желающим локализовать производство, необходимый объем заказа.

 

Завершение строительства намечено на 2018 год, а передача заказчику планируется к началу навигации 2019 года. Из каких этапов будет состоять постройка судна?

 

— Перечислять все этапы строительства круизного судна, наверное, не имеет особого смысла – они не имеют каких-либо существенных отличий от постройки судов другого предназначения (закладка, строительство корпуса, его спуск на воду и достройка на плаву, заводские испытания и пр.).

 

В качестве одной из особенностей, которую мы планируем, – это финишная отделка внутреннего убранства круизного судна, которая будет осуществляться после завершения его ходовых испытаний.

 

Есть ли у ОСК планы постройки морских круизных судов в будущем?

 

— Все будет зависеть от планов наших потенциальных заказчиков. Верфи ОСК готовы выполнить заказы на строительство круизных судов.

 

Это, конечно, будет непросто, морские круизные суда – это следующий уровень в этом направлении, но мы готовы к данной работе.

 

Есть ли уже в планах строительство второго подобного судна?

 

— Как уже было отмечено, верфи ОСК готовы выполнить заказ на строительство, в том числе второго круизного лайнера, при его наличии.

 

Название будущему лайнеру, как известно, еще не выбрали. А вот варианты названия уже есть?

 

— Право давать имена судам принадлежит заказчику. Лучше этот вопрос адресовать Московскому речному пароходству.

 

Акционерное общество «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) — российский государственный судостроительный холдинг со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге. Корпорация производит военные корабли и гражданские суда. 100% акций АО «ОСК» находится в собственности государства. ОСК – крупнейшая судостроительная компания страны, объединяющая большую часть отечественного судостроительного комплекса. На сегодняшний день в корпорации трудится свыше 80 тысяч человек.

 

Первый за полвека: отечественные судостроители открывают новое направление – иллюстрация к материалу на Naked Science

© ОСК

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
9 декабря, 10:59
НИУ ВШЭ

Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».

8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

9 декабря, 14:52
Адель Романова

В некоторых звездных системах, близких к Солнцу, наблюдают массивные скопления небольших небесных тел наподобие нашего пояса Койпера. Недавние расчеты показали, что прямо сейчас два-три объекта оттуда могут пролетать по Солнечной системе. Впрочем, ни к одному из уже открытых межзвездных гостей это не относится.

8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

8 декабря, 10:59
НИУ ВШЭ

Команда психолингвистов Центра языка и мозга НИУ ВШЭ обнаружила, что у подростков в возрасте 15–18 лет навыки фонологической обработки продолжают влиять на скорость чтения текстов. Это открытие опровергает убеждение, что к подростковому возрасту эти навыки уже не играют значимой роли в беглости чтения.

9 декабря, 10:59
НИУ ВШЭ

Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».

29 ноября, 12:42
Александр Березин

Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?

8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

27 ноября, 20:20
Максим Абдулаев

Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно