Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Исторический долгострой: архитектурные памятники, которые возводились веками
В исторических масштабах стройкой продолжительностью пару веков никого не удивишь, особенно когда речь идет о знаменитых объектах мировой культуры. Программа Discovery Channel «Взрывая историю» рассказывает, по каким технологиям возводились памятники архитектуры, а также о том, почему строительство их затянулось.
Через годы, через расстояния
При одном взгляде на величественный кафедральный собор, который находится в одном из крупнейших немецких городов – Кёльне, понимаешь, что возводили его очень долго. Строительство началось в 1248 году и продлилось вплоть до XIX века: амбициозный проект оказался настолько финансово затратным и технически сложным, что несколько веков и вовсе простоял мрачными развалинами.
Возведение готического храма затянулось на 600 лет по разным причинам: свой вклад внесли Реформация, эпидемия чумы, элементарная нехватка средств, меняющиеся архитектурные веяния и многое другое. К тому же то, что уже было построено, со временем ветшало, и еще не достроенное сооружение приходилось восстанавливать.
Казалось бы, в ХХ веке забрезжил свет в конце тоннеля, но Вторая мировая снова отодвинула закладку последнего кирпича. Впрочем, разрушения оказались меньшими, чем можно было ожидать: собор не подвергался прицельной бомбардировке, хотя сам Кёльн превратился в руины, а практически все исторические здания были разрушены. Достоверно неизвестно, почему это произошло, но считается, что высокий шпиль собора служил ориентиром для летчиков.
И хотя после войны были проведены серьезные работы по реставрации, храм до сих пор нельзя считать законченным – восстановление все еще продолжается, а все необходимые стройматериалы хранятся неподалеку в крытых помещениях напротив Римско-Германского музея. Тут же складывают строительный мусор и снятых со стен гаргулий, которые помимо декоративной, выполняют еще и прикладную функцию водостока: вода выбрасывается подальше от храма через специальные отверстия в скульптурах.
Преодолев 509 каменных ступенек вверх по винтовой лестнице, можно оказаться в одной из южных башен Кёльнского собора, высота которой достигает 157 метров. Собор занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и второе место в Германии после лютеранского храма в городе Ульм – высота колокольни Ульмского собора 161 метр. На протяжении четырех лет Кёльнский собор вообще считался самым высоким зданием в мире, до тех пор, пока в 1884 году его не опередил 169-метровый монумент Вашингтона в США.
Молчаливые свидетели перемен
Знаменитый город Чичен-Ица, площадь которого составляет порядка 6 квадратных километров, возводился несколько веков, при этом долгострой переходил от одного народа к другому. Изначально поселение образовали древние племена майя, которые превратили его в центр могущественной цивилизации. Инженерные технологии были весьма простыми: майя умели обрабатывать камни и горные породы, основанием для построек служили огромные насыпи из земли и щебня, а для пьедесталов своих построек каменотесы нередко использовали скальные выступы.
Удивительно, но несмотря на то, что майя знали математику и астрономию, они не использовали колесо – найдены лишь детские игрушки-повозки, но не обнаружено ни одного рабочего колесного устройства. В десятом веке город захватили тольтекки, сделав его своей столицей, а в 1178 году три крупных города-государства майя, объединившись, разгромили Чичен-Ицу.
Причины, по которым в XII веке город опустел, неизвестны: все манускрипты — письменные свидетельства развития культурного и исторического центра – были уничтожены во времена испанских завоевателей. Однако благодаря археологическим раскопкам в Мексике на территории Чичен-Ицы, название которой переводится как «Устье колодца», было обнаружено около трех десятков уцелевших зданий, представляющих интерес для исследователей.
Храм пернатого змея Кукулькана – божества индейцев майя – построен в виде 9-ступенчатой пирамиды, высота которой достигает 24 метров. Строили пирамиду из известняка, который индейцы добывали в каменоломнях на плато Юкатана: сначала поверхность выравнивали, а затем при помощи желобов делили на равные части. Для этого в скалу вбивались деревянные клинья, которые заливали водой, чтобы они разбухли. Полученные одинаковые блоки доставляли на место строительства вручную.
К вершине храма ведут широкие ступени – лестницы с каждой из четырех сторон пирамиды насчитывают по 91 каменному выступу – они ориентированы по сторонам света. Сумма ступеней равна числу дней в году – правда, чтобы получилось 365, пришлось посчитать еще и верхнюю площадку. Замысел строителей был настолько хитроумным, что до сих пор в дни весеннего и осеннего равноденствия тень от пирамиды падает таким образом, что создается иллюзия ползущего по ступеням пернатого змея.
Внутри храма археологи обнаружили еще несколько пирамид, самая малая из которых достигает в высоту 10 метров: майя наращивали пирамиды одну над другой, увеличивая их в высоту и ширину. Интересно, что в древности вожди могли обращаться к своему народу с вершины храма, их речи были легко слышны внизу благодаря особому звуковому эффекту: в Чичен-Ице все здания расположены так, чтобы многократно усиливать звук. Это резонансное акустическое явление лучше всего заметно на поле для игры в мяч, площадь которого составляет 135, а ширина 70 метров: находясь по разным краям поля, можно беседовать друг с другом, не повышая голоса.
На территории древнего города найдены и другие памятники архитектуры, которые сохранились со времен майя и тольтекков: Храм черепов и обсерватория «Караколь», Храм воинов и Храм ягуаров, «Группа тысячи колонн» и Священный сенот для человеческих жертвоприношений, также известный под названием «Колодец смерти».
В 1988 году ЮНЕСКО признала Чичен-Ицу объектом мирового культурного наследия, а в 2007 город вошел в список новых чудес света.
И снова на пути стена
Строительство Великой Китайской стены, которое длилось две тысячи лет, по праву можно считать самым долгим в истории: возводить знаменитый памятник архитектуры начали еще в третьем веке нашей эры, а годом окончания постройки считается 1644. По официальным данным длина Великой стены составляет 8851,8 километров, но несколько лет назад исследователи «утроили» эту цифру: если считать разрушенные участки, существовавшие в разные времена, то протяженность превысит 21 тысячу километров.
Изначально стену строили, чтобы защитить Китай от набегов кочевого народа – племен хунну, которые нападали на крупные китайские царства на севере страны. Кстати говоря, большинство ученых сходятся во мнении, что хунну были предками небезызвестных гуннов, которые порядком встряхнули Европу в начале нашей эры. Для масштабного проекта нужны были огромные ресурсы: не только рабочие, но и строительные материалы, которых часто не хватало. В ход шли любые подручные средства: люди трамбовали землю, прессовали между тростниковыми щитами слои глины с примесью гальки, иногда использовали высушенные на солнце кирпичи. На востоке Китая стену строили из каменных плит, а на территориях, где камень был недоступен, создавали земляные насыпи, из-за чего в народе стену прозвали земляным драконом.
Десятки тысяч человек – рабы, крестьяне, солдаты, мобилизованные на возведение стены, погибли в результате эпидемий и невыносимых условий работы: не хватало питьевой воды и пропитания. Строительство продолжалось буквально на костях: останки рабочих замуровывали в стену. Сложностей добавлял и рельеф – территория изобиловала глубокими ущельями и крутыми подъемами, но именно это позволило постройке так органично вписаться в горный ландшафт.
При возведении Великой Китайской стены строителям приходилось учитывать определенные условия. Например, каждую из сторожевых башен, часть которых сохранилась до наших дней, нужно было разместить так, чтобы она находилась в зоне видимости двух соседних, а ширина стены должна составлять не менее пяти с половиной метров – при этом по стене могли маршировать в ряд пять пехотинцев.
Технологии заметно усовершенствовались при правлении династии Мин в 1368-1644 годах: земляные насыпи заменили кирпичной кладкой, которую скрепляли клейким раствором из рисовой муки с примесью гашеной соды, отдельные участки стены отстроили заново. Части Китайской стены, которые сохранились до наших дней, были возведены именно в эти годы.
За следующие три столетия – со времени, когда Китай был завоеван маньчжурами и вплоть до начала ХХ века, стена пришла в упадок: она утратила оборонительное значение, а позже, когда территория государства расширилась, перестала играть и роль границы. Местные жители начали разбирать памятник культуры на стройматериалы, многие участки стены разрушились под воздействием погодных условий и эрозии из-за агрессивных методов ведения сельского хозяйства в некоторых регионах Китая. Восстанавливать свой главный архитектурный памятник Китай начал только в 1984 году, но капитального ремонта удостоились лишь те участки стены, которые привлекают туристов.
Подробнее о том, как возводились древние памятники архитектуры, cмотрите в программе «Взрывая историю» с 22 января по воскресеньям в 11:00 на Discovery Channel.
Онлайн-шопинг, доставка еды, мобильный банкинг и стриминг кино — часть повседневности. Мы почти не задумываемся, что делает все это возможным. Ответ — облачные технологии. За каждой покупкой, переводом или просмотром фильма работает невидимая инфраструктура, без которой современные цифровые сервисы попросту остановились бы. Рассказываем, как облака изменили нашу цифровую жизнь и стали незаметным мотором современной экономики.
Анализ более двух миллионов карт пациентов британских ветеринарных клиник показал, какие псы имеют повышенный риск острых кишечных расстройств — одной из распространенных проблем со здоровьем у четвероногих друзей человека.
В 2024 году в мире произошло самое большое количество войн и вооруженных конфликтов за всю историю наблюдений, которые ведут специалисты проекта Uppsala Conflict Data Program. Это учреждение занимается сбором и изучением данных об организованном насилии, войнах и военных конфликтах с 1946 года. Такая оценка озвучена в ежегодном докладе организации. При этом исследователи зафиксировали снижение общего числа погибших и рост случаев насилия против гражданского населения.
2020-е годы показали, что любая система международной торговли может быть разрушена в кратчайшие сроки. Ученые решили выяснить, какие государства в таких условиях смогут прокормить свое население, а какие — не совсем. Лидером, что неожиданно, оказалось очень небольшое государство с населением менее миллиона человек.
Инженер Эррол Маск заявил, что одновременно с вопросом о межпланетном перелете автоматически возникает вопрос о возвращении астронавтов на Землю.
Новое исследование с участием нескольких тысяч немецких подростков показало, что курение обычных или электронных сигарет, особенно сочетание этих практик, в сотни раз повышает вероятность знакомства тинейджеров с марихуаной.
Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.
Недавно вышел второй сезон сериала «Одни из нас» (TheLastofUs), созданного по сюжету популярнейшей видеоигры. Ученые Пермского Политеха решили разобраться, насколько реален сценарий грибной пандемии, превращающей людей зомби? Чем живет кордицепс и как он «ищет» своих жертв, действительно ли паразит способен эволюционировать настолько, чтобы поражать человеческий организм и подчинять себе его волю, был бы у людей шанс выжить, какие грибы уже поселились в наших телах и выручит ли нас иммунитет, сформированный тысячелетиями.
Казахстанский Алматы — город контрастов, где горы соседствуют с урбанистическими пейзажами, а бизнес-центры — с историческими кварталами. Неизменным остается одно — пробки. Ежедневно сюда приезжает более 700 тысяч автомобилей из пригородов, при этом в самом мегаполисе зарегистрировано порядка 600 тысяч транспортных средств. В результате по улицам ежедневно движется более миллиона транспортных средств.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии