• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
8 часов назад
Александр Березин
21
1 683

Эволюция электромобилей не позволит им разрешить климатический кризис

Быстрый рост дальности электроавто может иметь серьезные негативные последствия для будущего человечества, утверждает новая научная работа. Ее автор даже предлагает остановить этот процесс с помощью госрегулирования.

В последние пять лет все электромобили в мире мигрировали в сторону особенностей Tesla. Помимо плюсов, такая эволюция принесла и изеестные минусы / © shop4tesla.com

Перри Готтсфилд (Perry Gottesfeld) из Occupational Knowledge International опубликовал в журнале PLOS Sustainability and Transformation статью о том, что наблюдаемый рост размеров электромобилей имеет целый ряд негативных последствий. Он считает, что необходимо принять меры к уменьшению как их размеров, так и емкости батарей электроавто, и предлагает оставить налоговые и иные льготы только для тех машин, что имеют массу меньше определенной. При этом кроссоверы-электромобили, как и крупные некроссоверы, выпадут из системы льгот, что должно отвратить от них покупателей. Впрочем, тезисы работы вызывают ряд вопросов.

Готтсфилд констатирует, что за 2018-2023 годы масса батареи среднего электромобиля, проданного в США, выросла на 68 процентов и достигла 595 килограммов. В 2023 году там продали 884 тысячи электроавто, с общим весом батарей в 561 тысячу тонн, что в полтора раза легче Золотого моста в Сан-Франциско или Эмпайр-стейт-билдинг. Автор отмечает, что более тяжелая батарея требует и более массивного шасси, в результате общая масса машины растет. Опираясь на другие работы, он полагает, что рост массы на один процент означает и рост потребления машиной энергии на один процент.

Исследователь считает, что причиной, стоящей за ростом массы батарей, был рост дальности поездки электромобиля на одной зарядке. Рост этого параметра вел к популяризации электроавто, и Готтсфилд это не оспаривает. Однако он напоминает, что рост дальности электромобиля вдвое ведет, в силу роста его массы, к росту энергопотребления машины на 16 процентов. Кроме того, массивные батареи ведут к росту потребности в минералах, используемых для их изготовления.

Полная электромобилизация США, по его мнению, и так приведет к росту расхода электроэнергии на 30 процентов. Если не уменьшить прогрессию размеров и массы электромобилей, такой рост сделает затруднительным достижение климатических целей зеленого перехода, полагает автор. В то же время, отмечает он, переход на электромобили все равно даст блага вроде снижения смертности, поскольку ДВС-машины выбрасывают немало микрочастиц, убивающих людей провоцированием инфарктов и инсультов.

Таблица масс батарей из работы. Как легко видеть, она содержит и ошибки, например, масса батарей Tesla Model X занижена  / © Perry Gottesfeld

Тезисы Готтсфилда выглядят логичными, но не во всем. Да, полная электромобилизация заставит увеличить выработку электроэнергии. Самый популярный электромобиль в мире (Tesla Model Y) при 20 тысячах километрах пробега тратит примерно 3500 киловатт-часов в год. При замене всех машин в США на такие, потребуется почти триллион киловатт-часов дополнительной генерации. После электрификации фур эта цифра может достичь и полутора триллионов киловатт-часов — рост на 35-40 процентов от современных значений.

В то же время на фоне роста генерации СЭС и ВЭС в Штатах это не очень большие числа. Например, за 2024-й год выработка СЭС и ВЭС выросла на десятки миллиардов киловатт-часов в год. А вот электромобили потребили только 8,9 миллиардов киловатт-часов в год. Рост потребления от электромобилей намного меньше, чем рост генерации от низкоуглеродных источников. И почему его волнуют именно электромобили — тоже вопрос: скажем, дата-центры в США за прошлый год увеличили потребление энергии на 11 миллиардов киловатт-часов в год, то есть на величину больше всего потребления электроавтотранспорта. Всего же их потребление превышает потребление электромобилей в полтора десятка раз.

Другой важный момент: как уже отмечал Naked Science, решение так называемых климатических целей через зеленый переход принципиально невозможно по чисто техническим причинам. ВЭС и СЭС просто не могут обеспечить безуглеродную энергетику, без разницы: с электромобилями или без. Такой переход способны обеспечить некоторые виды АЭС, но на сегодня их не строят нигде в мире. И планов по их постройке тоже ни у одной страны нет. Следовательно, масса электромобилей никак не влияет на успешность зеленого перехода в современном мире, благо он и так не может состояться.

Третья сложность: электромобили начали наращивать массу батарей не просто так, а потому, что до того их никто не желал покупать массово. Если снизить покупки тяжелых электромобилей большой дальности налоговым давлением, как предлагает Готтсфилд, то это не приведет к тому, что небольшие электромобили малой дальности вытеснят ДВС-машины. Итогом станет лишь снижение объема продаж новых электромобилей. Что, с точки зрения зеленого перехода, еще хуже, поскольку ДВС-мобили всю свою энергию получают за счет сжигания ископаемого топлива, а вот в электроэнергетической системе США порядка двух пятых всей энергии получают безуглеродно.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 13:54
Юлия Трепалина

Группа американских исследователей рассмотрела несколько десятков научных работ по теме родительского фаворитизма, чтобы разобраться в нюансах этого психологического явления и выяснить, как отношение родителей к детям связано с разными факторами, в том числе очередностью их рождения, возрастом, полом и чертами личности.

Вчера, 16:03
ПНИПУ

Совсем скоро наступит неделя, когда россияне массово начнут окунаться в ледяную купель. Для кого-то это случится впервые, но есть и те, кто регулярно закаливается, обтирается снегом или даже моржует. Эксперты Пермского Политеха рассказали, почему в Крещение всегда мороз, для кого окунание в прорубь станет полезным, а кому стоит избежать погружения в холодную воду, как правильно закаляться, что такое фространнинг и почему он помогает худеть быстрее.

Позавчера, 14:56
ПНИПУ

Навигационная система в самолете обеспечивает безопасность полета. Она позволяет пилотам точно определять местоположение, координаты в пространстве, направление и высоту над землей, а затем регулировать по ним движение воздушного судна. Это возможно благодаря металлическому резонатору внутри прибора, который служит чувствительным элементом. Точность его работы зависит от материала изготовления. Ученые Пермского Политеха провели эксперименты и подобрали более подходящий сплав, чтобы повысить эффективность механизма и обеспечить безопасность пассажиров во время полета, в том числе — в режиме автопилота.

13 января
Юлия Трепалина

Многие предпочитают вступать в романтические отношения с людьми примерно своего возраста, но есть и пары с существенной возрастной разницей. Международная группа ученых недавно на крупной выборке людей проследила за изменениями возраста партнеров на старте отношений в разные годы жизни.

14 января
Елизавета Александрова

По распространению сейсмических волн в недрах Земли геологи словно «сканируют» планету и обнаруживают все больше интересных особенностей ее внутреннего строения. Недавно очередное такое исследование заставило ученых особенно внимательно рассмотреть то, что скрывается под Тихоокеанской литосферной плитой.

15 января
Полина Меньшова

IT-специалисты создали модель искусственного интеллекта, которая переводит текст с одного языка на другой в четырех разных режимах и делает это точнее предшественников. Разработка будет доступна для некоммерческого использования.

13 января
Юлия Трепалина

Многие предпочитают вступать в романтические отношения с людьми примерно своего возраста, но есть и пары с существенной возрастной разницей. Международная группа ученых недавно на крупной выборке людей проследила за изменениями возраста партнеров на старте отношений в разные годы жизни.

14 января
Елизавета Александрова

По распространению сейсмических волн в недрах Земли геологи словно «сканируют» планету и обнаруживают все больше интересных особенностей ее внутреннего строения. Недавно очередное такое исследование заставило ученых особенно внимательно рассмотреть то, что скрывается под Тихоокеанской литосферной плитой.

27.12.2024
ФизТех

Ученые из Троицкого института инновационных и термоядерных исследований, МФТИ и МЭИ совершили значительный прорыв в области защиты материалов от экстремальных тепловых нагрузок, характерных для условий управляемого термоядерного синтеза.

[miniorange_social_login]

Комментарии

21 Комментариев
Гарри Гарриев
2 часа назад
-
0
+
Так "разрешить климатический кризис электромобилями" никто и не обещал, насколько помню. Они тут всего лишь в общей теме, но никак не якобы "киллер-фича". Всегда и везде говорится лишь о снижении выбросов (что уже само по себе хорошо).
Михаил Невский
3 часа назад
-
0
+
По итогам 2024 года количество автотранспортных средств в стране достигло 453 миллионов, включая 353 млн легковых автомобилей. В прошедшем году в Китае было зарегистрировано 26,9 миллиона новых автомобилей, в том числе 11,25 млн электромобилей, что на 51,49% больше, чем в 2023 году По итогам прошедшего года количество зарегистрированных в Китае электромобилей достигло 31,4 млн, что составляет 8,9% всего парка легковых автомобилей страны. В 2023 году их доля составляла 6,07%.
    Михаил Невский
    3 часа назад
    -
    0
    +
    Михаил, мой прогноз 2025 г. - 12% электромобилей от всех зарегестрированных, 2026 г. - 15,5%, 2027 г. -18,8%, 2028 г. - 22%, 2029 г. - 25,5%, 2030 - 30%. Доля в продажаш в Китае - 95% =) так к 2035 уже будет 50% электромобилей в Китае
Vlad Ok
8 часов назад
-
0
+
Есть вариант плохой и есть вариант хуже. Переход на электрички разумеется не панацея и пока плохой вариант. Вариант лучше - полный отказ от сжигания газа и нефти но это уже после 2030. Пока - будет вот так.
    Александр Березин
    8 часов назад
    -
    0
    +
    Vlad, отличие перехода на электромобили от полного отказа от сжигания газа и нефти после 2030 года в том, что первое реально, а второе, в обозримые десятилетия -- точно нет.
    +
      ещё комментарии
      Михаил Невский
      7 часов назад
      -
      0
      +
      Александр, безуглеродная энергетика возможна - к 2050 году Европа поставила цель полностью отказаться от углеводородов. Китай переходит к 2060 году, Индия к 2070 году. Это всё прописано. И переходят довольно успешно. Кто против? Да политики против которые кричат что ничего не получится. Некоторые не мейнстримные учёные. А почему кричат что не получится? Да потому что России это НЕ ВЫГОДНО, вот и кричат. Сейчас уже меньше кричат потому что "отношения" России и Европы окончательно испорчены. Я читал что сталилитейный комбинат в 2017 (!) пять лет назад уже закупали полностью возобновляемую энергетику в виду ветряков в Германии вроде и полностью на ней выпускал продукцию. Сейчас Германия больше 50% электроэнергии вырабатывает через ВИЭ. Полный переход на электромобили даст увеличение нужды в электричестве всего на 20-25%.. от текущего потребления страны в среднем. Это не о чём если растянуть на 30-40 лет перехода. "в обозримые десятилетия -- точно нет." Я бы поспорил что к 2050 году Европа на 90-95% откажется от углеводоров, но ждать долго :) Вообщем не слушайте пропагандистов хотя и торопить переход не нужно он идёт в нормальном темпе. В Китае даже опережает все мыслимые прогнозы сотни ГВт панелей и ветряков строится каждый год. А 1 ветряк (3-5 МВт, да есть больше 7-8 МВт, есть 14-18 МВт (морские)) вырабатывает электричества для нескольких тысяч авто в год. А таких ветряков строится тысячи.. так что ВИЭ обгоняет по развитию электротранспорт.
        Александр Полухин
        6 часов назад
        -
        0
        +
        Михаил, ветряки и солнечные станции физически не могут заменить прочие виды электрогенерации. Во-первых, они все дотационны и убыточны на данном этапе, без субсидий сразу дохнут. Во-вторых, они нестабильны, энергосистема, в которой они занимают значительную долю накрывается медным тазом. Это всё повесточка, в одном ряду с сотней полов, сильными и независимыми женщинами и неграми на всех ролях. АЭС, ГЭС, возможно, какие-то накопители для компенсации скачков потребления, вот настоящий безуглерод. Ветряки с солнечными панельками - это блажь и фантазии, дорогостоящие, потребляющие дефицитные материалы и проблематичные в утилизации даже более, чем отработанное ядерное топливо.Что касается России, продажи углеродного топлива за рубеж только растут. Китай со своими достижениями в области солнечных панелей компенсирует это всё счастье углём, как впрочем и отказавшаяся от АЭС Германия. Реальность упрямая вещь и плохо поддаётся модным трендам.
          Михаил Невский
          6 часов назад
          -
          0
          +
          Александр, они уже не дотационны по тем ценам что есть в Европе.. да и вообще. Вы просто не погружены в тему как я. 1 КВт ветряка стоит 1000 долларов уже меньше.. построить. 3-4 МВт это 3 млн долларов далее простой расчёт при КУИМ 40%.. он окупается за 1 год, по крайней мере по европейским ценам. Да, по началу они дотационны в плане постройки, но окупаются. А если не сносить электростанции каждые 10-15 лет, то за 25 лет что ветряки что панели себя окупят и не раз. Про ядерное топливо я СОГЛАСЕН с тем что НЕ НУЖНО было закрывать старые ядерные электростанции. Но вот строить новые не выгодно. Одна АЭС на несколько ГВт стоит ДЕСЯТКИ миллиардов долларов из-за новых правил строительства, так что электричество от них оказывается не дешёвым. Это не блажь изучите вопрос. Есть такой сайт Renen там собраны статьи изучите. Вот даже по панелям... "Китай добавил 258 ГВт мощностей солнечной и ветровой энергетики за первые 11 месяцев года"... 258 ГВт как перевести в АЭС? при КУИМ 15%.. делим на 7... так как АЭС работает 95-100% времени. Получаем что эти панели выработают эквивалент 37 ГВт АЭС. Это 6 крупных АЭС по 6 ГВт. Да панели ночью не работают.. днем это будет уже как 65 ГВт.. ну у панелей КПД/КУИМ 20-25%. "мощность солнечной энергетики Китая составила 818,33 ГВт (+46,7% в годовом сравнении), ветровой 492,18 ГВт (+19,2%). В сумме это 1310,51 ГВт." оцените масштаб.. это уже вроде 17% от всей выработки.. там по выработке надо смотреть. Это всё реально, дело за малым что бы инженеры всё это связали и учли скачки потребления. Это просто технический вопрос.
        Александр Березин
        5 часов назад
        -
        0
        +
        Михаил, безусловно, безуглеродная энергетика, в формате доминирования СЭС и ВЭС, невозможна и к 2050 году. И к 2150 году. Вне зависимости от целей Европы, Китая, Индии и кого угодно еще. Против -- физические законы окружающего мира, см. ссылку выше.
          VVV MMM
          4 часа назад
          -
          0
          +
          Александр, а если все таки удастся решить вопрос с дешевыми накопителями?
          Михаил Невский
          4 часа назад
          -
          0
          +
          Александр, то что в 2150 вы впринципе не можете знать может человечество себя уничтожит. А тенденции к 2050 году вполне можно найти. Ваши ссылки не компетенты :) По крайней мере не более компетенты чем доклады которые я читал. Единственное что можно сказать, что переход на безуглеродную энергетику сопоставим по затратам что тратится на добычу углеводородов. Почитайте доклады "Доля ВИЭ в выработке электроэнергии в мире достигнет 65-80% к 2050 году — McKinsey". а так же "Доля солнечной и ветровой генерации в мире достигнет от 54 до 72% к 2050 г — МЭА". Насчёт МИА - Международное энергетическое агентство - оно каждый год ошибалось, начиная с 2015 возможно и раньше. Знаете в какую строну? В меньшую. То есть в реальности переход на ВИЭ происходил каждый раз быстрее чем это прогнозировали. Конечно, данный тренд не закон, он может и не сбыться, сломаться. Но пока так. Пока всё движется в сторону отказа от углеводородов понятно что этот тренд не быстрый, точнее быстрый на не прям завтра на это потребуется 20-30 лет как минимум. А то что сейчас говорят о замедлении развитие ВИЭ этого нет, ну нет тренда. Китай строит всё больше. Возможно Европа вышла на плато. Но нужно смотреть через год два. Если что я не прям ярый сторонник давай давй переходим на ВИЭ. Это и так происходит)
            Александр Березин
            4 часа назад
            -
            0
            +
            Михаил, "то что в 2150 вы впринципе не можете знать" Я не могу знать, что там будет, но я могу точно знать то, чего там НЕ будет. А там не будет энергетики на СЭС и ВЭС как на основе. Причины -- см. ссылки. "Ваши ссылки не компетенты :)" По-русски так не говорят -- у вас плохо с языком. И анализ по ссылке более компетентен, чем любой другой опубликованный на нашей планете по этому вопросу на сегодня. Да вы и сами это знаете -- почему даже не пытаетесь опровергнуть ни одного тезиса из него.
              Михаил Невский
              3 часа назад
              -
              0
              +
              Александр, ну я думал вы сами загуглите. World Energy Outlook загуглите и почитайте.
                Александр Березин
                2 часа назад
                -
                0
                +
                Михаил, вы не не том углу митинг открыли. На основе моего анализа я сделал предсказания, которые работают уже много лет подряд: чем выше доля СЭС и ВЭС в той или иной стране, тем выше там будут цены на электричество. И этот прогноз работает. А прогнозы производителей электронной макулатуры, на которые вы ссылаетесь -- нет. Напротив, они дают противоположный прогноз: по мере роста доли СЭС и ВЭС электричество в конечном счете станет дешевле, чем было до. И чем в странах, где перехода на СЭС и ВЭС нет. Научный метод информирует нас, что если одни прогнозисты делают прогнозы, которые в этой сфере работают, а другие -- нет, то первые правы, а вторые -- нет. Поэтому шансов убедить меня или кого бы то ни было, кто знаком с тем, что я озвучил -- равны нулю. Не тратьте время понапрасну.
                Михаил Невский
                2 часа назад
                -
                0
                +
                Александр, ну тогда должен быть момент когда ВИЭ перестанут строить. Да электричество дорожает потому что нужно новые ветряки и СЭС строить. Если их не строить оставить как есть. То электричество не будет дорожать. Логично, они будут прожигать свой ресурс. Всяко есть какая то цель, у того же Китая. Думаете когда начнёт дорожать электричество он прекратит строить. Ну судя по вашем убеждениям да вы в этом убеждены. Но просто интересно когда это случится :) Примерный год когда сверхпрактичный Китай перестанет заниматься такой ерундой как ВИЭ? ) очень интересно
                Михаил Невский
                2 часа назад
                -
                0
                +
                Александр, мне нужен год когда ввод мощностей ВИЭ пойдёт на спад. Хотя.. может это не только экономика? Может человечество задумалось, что будет если будет слишком много CO2 не думаете, может кто то мыслит столетиями и тысячалетиями? Может за человечеством кто то стоит :) Просто банально ресурсы нефти и газа достаточно безграничны в первом приближении. Просто добыча станет слишком дорогой. Хотя я уже писал ранее что если человечество продолжит сжигать нефть и газ на текущем уровне, это ведёт к увеличению СО2 в размере 2.5 ppm промилле в год. А это достаточно быстрая скорость. Концентрация в 800ppm уже считается небезопасной, а при 1000ppm, то есть 0,1% объемной концентрации, возникают первые признаки «отравления» То есть очередные 400 ppm мы наберём за 160 лет... а до 1000 ppm с первыми признаками отравления мы дойдём через (1000-420) / 2.5 = 232 года. Климат потеплеет на 10 градусов (примерно). То есть у нас есть несколько сот лет не более) мы, как человечество себя задушим. Это возможно раньше может случится чем даже добудем всю доступные углеводороды. Но я оптимист, вот эти "проклятые левые" думают не только о деньгах. Но и о будущем. Кстати экология тоже левая повестка. По крайней мере экология и энергетика те сферы, которые ближе чем рассуждать как долго лететь к ближайшей планете. Ну я к тому что часто рассуждают об этом.
              Михаил Невский
              2 часа назад
              -
              0
              +
              Александр, https://iea.blob.core.windows.net/assets/60db7f34-da7f-41d7-8232-c0b718463fd0/WorldEnergyOutlook2024.pdf вот ссылка на текущие тенденции, а не на рассуждения делитанта.. да возможно есть здравое зерно, но одно дело рассуждать что переход не возможен, другой просто посмотреть тенденции. Можете считать меня лоббистом возобновляемой энергетики %)
              Михаил Невский
              4 минуты назад
              -
              0
              +
              Александр, перечитал я статью.. Во первых "Если вместо этого восточные страны решили бы построить 300 гигаватт ветряков, то запасы энергии там пришлось бы делать на две-четыре недели — именно на столько затягивается безветренная или маловетреная погода над обширными регионами раз в год (а иногда чаще)" Две три недельные запасы??? Кто ЭТО делает. В самых ИЗОЛИРОВАННЫХ регионах, делают аккумуляторы на 2/4 часа. не больше... Да что там говорить собственно 2-х или 4-х часовые батареи как раз ставяться вместе с солнечными панелями. Никто не будет делать больше. В Китае 500 ГВт мощностей сколько там батарей 10-15 ГВт*ч Этого хватит на несколько минут! Никто не будет копить всю электроэнергию. Страна большая и ветер дует ВСЕГДА или почти всегда. Для питания разных частей страны делают как раз кабели в ТЫСЯЧИ км. Тот же кабель из Австралии в Индонезию и Сингапур. В одном регионе солнышко греет, и энергия перетекает.. Потом. Ночью нужно СПАТЬ. А не работать. Во всём мире примерно так, промышленность которая работает 24 часа - редкость. Потому солнца вполне хватает на день. Про то что Египет может только 30% покрыть с помощью СЭС спасибо поржал. Египет покроет полностью и ещё экспортировать сможет электричество. И никакие батареи не нужны. Максимум есть гидроаккумулирующие для излишков. Либо просто энергия сбрасывается. Построить ИЗБЫТОЧНЫЕ мощности не проблема. Как в будущем будет НИКТО не знает, пока строят СЭС и ВЭС и не нужно им мешать, хотя вы и так не можете помешать. А там посмотрим когда доля ВИЭ подойдёт к 50%, вот только та же Бразилия или Норвегия спокойно перешагнула 50% правда там больше упор на ГЭС. Хотя Норвегия строит много ветряков, хотя там ВИЭ 90% и им просто не нужно, но нужно другим странам, есть такая вещь как кооперация и помощь, вам может это не знакомо. Продают электричество другим странам. Как то так.
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно