Ученые нашли подходящее место для высадки людей на Марсе

Ученые нашли подходящее место для высадки людей на Марсе

Первые люди могут ступить на Красную планету в районе равнины Аркадия, содержащей большие запасы легкодоступного водного льда.

©Les Bossinas, Lewis Research Center, NASA

Безопасность и вода — важнейшие условия для выбора места посадки будущей пилотируемой миссии на Марс. И такое место найдено: в статье, опубликованной в журнале Geophysical Research Letters, американские исследователи указывают на равнину Аркадия (Arcadia Planitia) — обширную низменность в западном полушарии планеты. Помимо ровной поверхности, местность отличается богатыми запасами водного льда, находящегося совсем неглубоко под поверхностью. Добыть его можно буквально парой движений лопатой, чтобы не везти с собой с Земли.

Возможность пополнить запасы воды на Марсе позволит сэкономить на массе межпланетного корабля, а значит, выиграть в топливе, деньгах и полезной нагрузке. Поэтому для NASA и всех, кто планирует пилотируемые миссии к Красной планете, изобилие доступной воды на месте высадки выступает одним из ключевых критериев.

Карта распределения подповерхностного льда на Марсе: более теплые цвета соответствуют большей глубине залегания. Бросается в глаза, что львиная доля легкодоступных запасов находится у холодных полюсов / ©NASA, JPL-Caltech, ASU

По-настоящему богаты льдом марсианские полюса, однако они отпадают из-за слишком суровых условий: температура здесь нередко падает ниже минус 150 °C, да и солнечного света маловато. По этой причине ученые ориентируются на области, расположенные поближе к экватору. Из них предпочтительнее выглядят районы северного полушария, для которого характерны низменные равнины.

С учетом этих критериев Сильвен Пико (Sylvain Piqueux) из Лаборатории реактивного движения NASA и его коллеги рассмотрели данные о распределении льда, собранные орбитальными аппаратами Mars Reconnaissance Orbiter (MRO) и Mars Odyssey. Вода отличается высокой теплоемкостью, и ее присутствие можно обнаружить по ослаблению колебаний температуры закрывающей ее поверхности: летом она нагревается слабее, зимой не успевает остыть так сильно, как лишенные влаги участки.

Равнина Аркадия (Arcadia Planitia) находится на северо-западе северного полушария Марса

Такой анализ позволил ученым составить карту распределения подповерхностного водного льда и показал, что на равнине Аркадия он скрывается в считаных сантиметрах под пылью. Это позволит добывать его без сложного и тяжелого оборудования. Кроме того, лед интересен сам по себе: анализ его отложений принесет новые данные о климатических циклах и прошлом Марса.