• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
06.01.2021
Василий Парфенов
1
6 678

SpaceX не будет сажать свою сверхтяжелую ракету на опоры, вместо этого ее будут ловить у самой земли

3.0

Каких только невероятных идей не возникало в умах инженеров SpaceX и ее бессменного руководителя — Илона Маска. Новое предложение звучит максимально дико: сажать гигантскую ракету Super Heavy не на собственные опоры, а буквально ловить ее специальной конструкцией над стартовым столом. Но, если подумать, фантастики тут гораздо меньше, чем сухого прагматизма.

SpaceX не будет сажать свою сверхтяжелую ракету на опоры, вместо этого ее будут ловить у самой земли
Огневые испытания прототипа Starship SN8 / ©SpaceX / Автор: Regulus Tremerus

Недавно один из подписчиков Илона Маска спросил в Twitter, правильно ли ему удалось визуализировать посадку Super Heavy. На что эксцентричный миллиардер ответил — «Мы собираемся попробовать ловить первую ступень специальной рукой за решетчатые рули». Такое заявление вызвало бурный интерес, ведь ранее предполагалось, что ускоритель для космического корабля Starship будет садиться, как и Falcon 9, на раскладные опоры.

Маск пояснил, что такой подход позволяет сэкономить массу и стоимость опор, а также позволяет незамедлительно перемещать ступень на стартовую позицию. Ведь в перспективе Super Heavy должны будут уметь взлетать всего через час после возвращения. Более никаких подробностей новой идеи ни у кого узнать не удалось. Так что в сети разгорелась масса дискуссий о реалистичности такого решения. А сложности, на первый взгляд, очевидны.

Размеры

Super Heavy существенно больше возвращаемой первой ступени от «рабочей лошадки» SpaceX. Высота ускорителя для Starship (72 метра) больше, чем общая высота всей ракеты Falcon 9 вместе с обтекателем полезной нагрузки (70 метров). Диаметр Super Heavy отличается почти втрое — 9 метров против 3,6 метра. А полная масса при взлете и вовсе разнится на порядки: около 550 тонн для Falcon 9 и, ориентировочно, пять тысяч тонн для Starship вместе с ускорителем.

При этом, перспективная космическая система рассчитана на высокий темп повторных полетов с незначительным техническим обслуживанием. А значит запас прочности ее конструкции будет существенно выше, чем у Falcon 9. Вместе с тем, непропорционально больше будет и масса почти пустой Super Heavy при посадке. Таким образом, устройству для ловли ускорителя от Starship придется принимать на себя несоизмеримо более высокие нагрузки, чем если бы она рассчитывалась под первую ступень Falcon 9. И это если не учитывать требование к более высокой точности посадки в таком случае.

SpaceX не будет сажать свою сверхтяжелую ракету на опоры, вместо этого ее будут ловить у самой земли
Посадка первой ступени Falcon 9 / ©NASASpaceFlight

Теоретически все верно, однако фактически перспективную ракету SpaceX нельзя прямо сравнивать с уже эксплуатируемой. И дело даже не в радикально отличающемся предназначении, из которого вытекают столь разные габариты. Как минимум, можно вспомнить, что посадка первой ступени Falcon 9 — по сути, временное и экспериментальное решение. Просто его стали использовать согласно принципу «нет ничего более постоянного, чем временное».

Технологии

Используемые на Falcon 9 двигатели Merlin 1D+ не лучшим образом приспособлены для вертикальной посадки. Они обладают настолько высокой тягой для почти пустой возвращаемой ступени, что ее плавная посадка с удержанием постоянной скорости снижения невозможна. Фактически, ускорители Falcon 9 контролируемо падают в сторону посадочной площадки постоянно контролируя свою скорость и высоту. Момент включения двигателей подбирается таким образом, чтобы их тяга при дросселировании до минимальных значений точно скомпенсировала скорость снижения на высоте пары метров над поверхностью.

SpaceX не будет сажать свою сверхтяжелую ракету на опоры, вместо этого ее будут ловить у самой земли
Огневые испытания двигателя Merlin 1D в 2013 году. Справа сбоку хорошо виден выхлоп турбонасосного агрегата (ТНА) — двигатель работает по открытому циклу с частичной газификацией компонентов топлива, что является распространенной схемой / ©SpaceX

Когда снижение останавливается, двигатели выключаются и остаточную энергию гасят демпферы в опорах. Обычно это происходит практически одновременно. Если двигатели продолжат работать даже на минимальной тяге — ступень взлетит обратно. Такая ситуация накладывает некоторые ограничения на точность посадки: у электроники нет возможности скорректировать свое положение практически зависнув над целью.

В случае Super Heavy все будет несколько иначе. На этой ракете двигателей будет уже почти три десятка, причем не Merlin 1D+, а более современных и совершенных Raptor. Их тягой можно управлять гораздо точнее. Да и отношение тяги к массе пустой ступени подбирается так, чтобы обеспечить почти полное зависание в воздухе. В итоге, получается, что ускоритель для Starship потенциально сможет при возвращении точно прицеливаться, чтобы захват его мог поймать.

SpaceX не будет сажать свою сверхтяжелую ракету на опоры, вместо этого ее будут ловить у самой земли
Первые испытания двигателя Raptor в 2016 году / ©Elon Musk, Wikipedia

Выгода

Отказ от посадочных опор позволит увеличить эффективность всей системы. Чем меньше весит конструкция ракеты по отношению к массе топлива в ее баках, тем больше груза при той же мощности двигателей она может вывести на орбиту. Сделанные из углеволокна и алюминия четыре посадочных опоры Falcon 9 суммарно весят более двух тонн. Какую массу должны будут иметь подобные конструкции для гораздо более тяжелой Super Heavy трудно представить. Предположительно — в 3-5 раз больше.

Наконец, немаловажным фактором является формирование ударной волны при воздействии факелов работающих при посадке двигателей на площадку. Raptor втрое мощнее, чем Merlin и во время огневых испытаний прототипов Starship уже происходило повреждение сопел. Если возвращаемая ступень будет поймана на некоторой высоте над землей или стартовым столом, подобная проблема даже не возникнет. Ударная волна не успеет сформироваться, потому что двигатели выключатся раньше. Либо она уйдет в специально предназначенные для этого гасители под стартовой конструкцией.

SpaceX не будет сажать свою сверхтяжелую ракету на опоры, вместо этого ее будут ловить у самой земли
Запуск миссии NROL-108 на ракете Falcon 9 Full Thrust Block 5. Густой белый дым, вылетающий из-под стартового стола — на самом деле водяной пар. Незадолго до зажигания двигателей в пространстве под ними формируется водяная завеса, которая гасит акустические волны и ударную волну, возникающую при контакте истекающих из сопел газов с твердой поверхностью / ©SpaceX

Последний момент, вызывающий вопросы — ловля ступени за решетчатые рули. Это аэродинамические поверхности, которые позволяют ускорителю маневрировать в плотных слоях атмосферы. У Super Heavy они будут под стать габаритам ракеты и, соответственно, расчетные нагрузки ожидаются большие. Поэтому значительного усиления для процедуры ловли ступени может не потребоваться.

Выводы

Иными словами, описанная Илоном Маском в Twitter идея выглядит сумасшедшей только на первый взгляд. При более пристальном рассмотрении у нее есть все шансы стать полезным и эффективным решением. Ну а у всех любителей космонавтики будет возможность лицезреть очередное огненное шоу во время испытаний этого «ловца». Потому что, как показывает практика, у SpaceX не бывает тестов без фейерверка. И это замечательно.

Напомним, корабль Starhip и ускоритель (первая ступень) Super Heavy — компоненты полностью многоразовой многофункциональной космической системы, предназначенной для вывода на орбиту Земли полезной нагрузки массой порядка ста тонн. Она разрабатывается с учетом максимальной унификации компонентов и по плану будет способна совершать повторный полет в течение считанных часов после возвращения на Землю. В перспективе Starship сможет доставлять грузы и людей на Луну и Марс.

И корабль и первая ступень оснащаются двигателями Raptor, которые работают на топливной паре кислород-метан. И горючее и окислитель хранятся в переохлажденном сжиженном состоянии. Уникальной особенностью Raptor является полная газификация компонентов топлива и закрытый цикл работы. А весь процесс разработки Starship с Super Heavy выполняется согласно итерационному подходу — прототипы создаются не дожидаясь результатов предыдущих испытаний. Конечно, это приводит к частым эффектным «незапланированным мгновенным разборкам» тестовых изделий. Зато позволяет радикально ускорить темпы развития проекта и его финальную стоимость.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 12:05
ПНИПУ

В 1969 году американский дерматолог Альберт Клигман ввел термин «фотостарение». Он обозначает увядание кожи под воздействием солнечных лучей, а именно ультрафиолета. Юлия Рожкова, кандидат технических наук, химик-биотехнолог и доцент кафедры химических технологий ПНИПУ, рассказала, какие компоненты нашей кожи ультрафиолет разрушает в первую очередь, как определить свой фототип, что означает SPF, какое количество солнцезащитного крема нужно наносить и что положить с собой в косметичку на море.

Позавчера, 13:49
Полина Меньшова

Средство для полоскания рта «Листерин» повлияло на соотношение микроорганизмов в ротовой полости. У людей, которые регулярно использовали его, стало больше бактерий, способных привести к серьезным заболеваниям.

Позавчера, 14:46
Юлия Трепалина

Оценивая привлекательность лиц противоположного пола, женщины, испытывающие материальный недостаток, склонны отдавать предпочтение мужчинам с более женоподобными чертами. Эксперимент, подтверждающий это, недавно провели шотландские психологи. Также они рассказали о причинах подобного выбора.

Позавчера, 11:21
Игорь Байдов

Американские военные планируют разработать психостимулятор, действие которого можно активировать в мозге с помощью ближнего ИК-излучения. Такая технология поможет пилотам ВВС США сохранять бдительность во время длительных боевых вылетов. Привыкания или побочных эффектов препарат вызывать не будет.

16 июня
Александр Березин

Пока премьер-министр Армении Никол Пашинян считает, что гражданам его страны надо отказаться от претензий на ранее населенные ими земли в современной Турции, Азербайджан на государственном уровне действует «исторически проактивно» — противоположным образом. Там есть и «Общество Западного Азербайджана», и даже канал «Западный Азербайджан ТВ». Находятся желающие назвать азербайджанцев преемниками кавказских албанов и даже заявить претензии на земли к западу от Азербайджана, где находится современная Армения. Разбираемся, насколько все это правда и есть ли этому научные обоснования?

14 июня
Алиса Гаджиева

Авторы нового междисциплинарного исследования выяснили, как распределялись ресурсы в сообществе земледельцев и скотоводов одной из альпийских долин семь тысяч лет назад.

24 мая
Игорь Байдов

С помощью космических и наземных телескопов международная команда астрономов открыла похожий на нашу планету мир в так называемой зоне обитаемости, позволяющей воде существовать на поверхности тела в жидком состоянии. По космическим меркам экзопланета находится достаточно близко к Земле и, вероятно, представляет собой скалистый мир с благоприятным для жизни климатом. Подобные миры астрономы открывают крайне редко.

27 мая
Андрей

Европейские гляциологи, используя первые снимки Восточной Антарктиды 1937 года, а также фотографии середины XX века и современные спутниковые данные, отследили, как менялись ледники в этом регионе на протяжении 85 лет.

10 июня
Александр Березин

Исследователи из США выяснили, что примерно два миллиона лет назад Солнечная система захватила хвост облака холодного межзвездного газа. В результате гелиосфера сильно сжалась, дав галактическим лучам свободно облучать все планеты системы. Это должно было вызвать и серьезные проблемы с климатом.

[miniorange_social_login]

Комментарии

1 Комментарий
Alexey .
06.01.2021
-
0
+
Спасибо за статью, приятно читать, лаконично и с юморком! Надеюсь у Маска всё получится.
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно