Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Бюрократия и парашюты подвели Starliner: его первый пилотируемый полет перенесли. Снова
Полтора месяца назад Naked Science писал, что если подготовка запланированной на апрель миссии корабля CST-100 Starliner хоть немного задержится, перенос запуска произойдет на несколько месяцев сразу. Так и получилось. В первой половине марта должен был состояться важнейший этап, после которого фактически начинается предстартовый отсчет — заправка сервисного модуля топливом. Компания Boeing до последнего не сообщала, сделано это или нет, а когда задержка стала очевидной, объяснила ее бюрократией. Причем еще частично переложив вину на NASA.
В феврале Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) и Boeing сделали совместное заявление о том, что корабль CST-100 Starliner почти готов к полету. Тогда же, описывая это долгожданное известие, Naked Science рассказал о тесном расписании стыковок с МКС и почему Starliner не может провести в заправленном состоянии более 60 дней. Вкратце: всему виной выявленные проблемы топливной системы. Следовательно, критической точкой предстартовой подготовки станет эта самая заправка, которая должна была по плану произойти в начале марта.
Весна наступила, но ни Boeing, ни NASA никаких новостей об этой процедуре не публиковали. И те, кто внимательно следил за ходом проекта, начали подозревать неладное. На нескольких пресс-конференциях представителям агентства задавали связанные со Starliner вопросы, однако ответы были туманными: подготовка идет, Boeing ни о каких проблемах не говорит, все очень заняты и работают в поте лица.
О том, что Starliner в апреле никуда не полетит, NASA сообщило 24 марта. Никаких подробностей, только короткая фраза о том, что расписание пилотируемых запусков к Международной космической станции изменилось. Теперь CST-100 отправится к МКС после частной миссии Axiom Space Ax-2. Она намечена на первую половину мая и займет второй доступный стыковочный порт на 16 дней. После этого запланировано прибытие «грузовика» SpaceX Dragon, который пробудет на станции около месяца.
Проще говоря, «переезд» запуска на июль стал очевиден, загадкой оставались причины и хотя бы примерная новая дата старта. Как пишет издание SpaceNews, ответ, наконец, появился. Виновными назначили бюрократов по обе стороны барьера — в Boeing и NASA одновременно. Первые слишком затянули с предоставлением отчетов для сертификации корабля, а вторые излишне долго их обрабатывали из-за повышенной рабочей загрузки.
Проблемные документы связаны с парашютами. Как заверил прессу спикер от компании Boeing, технических недочетов не выявлено, однако для одного из элементов этой важнейшей системы Starliner требуется особо пристальная валидация. Парашюты успешно прошли испытания и сейчас установлены на корабле, но один из них — отвечающий за сброс обтекателя всей системы — необходимо подвергнуть еще одному наземному тесту. Ради безопасности полета во всех режимах инженерам нужно удостовериться, что он правильно отработает во время срабатывания системы аварийного спасения (под максимальной нагрузкой).

Озвученные в феврале сроки завершения предстартовой подготовки CST-100 признали «немного оптимистичными». А пока до июля остается целых три с лишним месяца, Boeing собирается еще раз перепроверить авионику корабля. Кроме того, представитель компании рассказал, что в одном из бортовых компьютеров, отвечающих за двигательную систему, выявлена некритичная ошибка, все связанные системы желательно продиагностировать снова.
Насчет новой даты старта Boe-CFT — так официально называется первая пилотируемая миссия Starliner — ясности по-прежнему нет. На пресс-конференции сроки были озвучены как «не ранее 21 июля». Но примерно тогда же запланирована миссия USSF-51 на такой же ракете Atlas V, то есть стартовый стол будет занят. Теперь Starliner конфликтует не только с расписанием стыковок на МКС, но и с пусковым графиком. Какой именно день в итоге выберут NASA и Boeing — пока не известно.
Справедливости ради стоит отметить, что отвечающее за полеты к МКС подразделение NASA объективно зашивается. И 2022 год, и 2023-й оказались невероятно интенсивными для орбитальной лаборатории. Поверх возросшей частоты миссий накладываются проблемы с российским «Союзом», требующие внимания всей международной кооперации. А испытательный полет Starliner становится вишенкой на торте, буквально перегружающей бюрократию. Которая неизбежна, поскольку безопасность полетов для NASA первостепенна, а значит, каждая мелочь должна быть задокументирована и сертифицирована. Во избежание.
Игры у животных давно считаются социальной школой. Молодняк так усваивает правила поведения, учится сотрудничеству и самоконтролю (чтобы никого больно не укусить). Когда социальных связей нет, особь так и не научится владеть эмоциями в группе. Европейские приматологи проанализировали повадки взрослого самца бонобо, 40 лет не знавшего сородичей. Несмотря на долгую изоляцию, ему по-прежнему было важно забавляться с другими бонобо, однако игры давались значительно труднее.
Ученые СПбГУ в составе международной научной группы пришли к выводу, что извержение вулкана Хунга Тонга — Хунга Хаапай на юге Тихого океана повлияло на температуру в Европе и может привести к экстремально холодным зимам в будущем.
Ученые продолжают описывать все новых представителей животного царства, а те — поражать нас своей странностью. На сей раз пополнились ряды морских червей типа немертины. Pararosa vigarae был обнаружен у берегов Испании — червь складывается как аккордеон благодаря регулярным кольцевидным структурам на теле. Так он может стать в пять раз короче, чем в спокойном состоянии.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Аномальное поведение звезд у самого центра некоторых галактик позволило заподозрить, что в них скрывается не одна, а сразу две сверхмассивные черные дыры. Интересно, что в этом списке кандидатов оказалась галактика М87 — обладательница той черной дыры, которая прославилась как «впервые сфотографированная».
Многие знают, как популярны сувениры из окаменелостей — зубы древних акул или полированные панцири аммонитов. Но чем реже встречаются такие артефакты, тем они ценнее, то есть на них можно много заработать. И это проблема для палеонтологов. Американский специалист по тираннозаврам оценил ущерб, который нанесла коммерческая добыча костей T. rex и подсчитал среднюю цену таких образцов. Оказалось, больше половины найденных тирексов находится в частных руках, а значит, для науки они недоступны или ненадежны.
Инженеры компании Unitsky String Technologies Inc. разработали несколько вариантов транспортно-инфраструктурных комплексов, способных значительно улучшить пассажирское сообщение в городах, расположенных по обеим берегам крупных водных артерий. Обычно такие мегаполисы сталкиваются с необходимостью строительства дорогих капитальных сооружений — шоссейных мостов, что не всегда подъемно для городского бюджета. Решение белорусских инженеров куда менее ресурсоемкое. Для примера возьмем Ростов-на-Дону, где есть запрос на устойчивое сообщение между левобережной частью города с историческим центром.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии