12.04.2019
Редакция Naked Science
11 611

Подведены итоги близнецового исследования NASA

Эксперименты с астронавтами-близнецами указали на множество негативных, но обратимых последствий длительного космического полета.

kelly0

Завершилось масштабное исследование NASA, посвященное воздействию длительного космического полета на человеческий организм. В рамках этого проекта изучались два астронавта-близнеца, проходившие одинаковую подготовку. Затем, в 2015-2016 годах, Скотт Келли провел год на борту МКС, в то время как Марк Келли оставался на Земле. Некоторые различия между ними обнаружились сразу после возвращения, другие — на уровне изменения активности генов — были замечены в ходе более детальных исследований, занявших дольше года.

В свежем номере журнала Science опубликована статья Маркуса Лёбриха (Markus Löbrich) и Пенни Джегго (Penny Jeggo), в которой они подводят общие итоги близнецового исследования. Авторы отмечают, что в целом человеческий организм плохо приспособлен для таких долгих космических миссий и переживает при этом массу негативных изменений. С другой стороны, практически все они со временем вернулись у Марка Келли в норму.

Так произошло, например, с теломерами — концевыми участками хромосом, которые укорачиваются с возрастом. Вопреки всем ожиданиям, их длина за время пребывания Марка в космосе увеличилась, «омолодив» его геном. Однако по возвращении они снова стали сокращаться, причем быстрее обычного, так что сейчас уменьшились сильнее, чем у брата, остававшегося на Земле. Отчего и как это произошло — остается неизвестным и очень интересным вопросом.

Более ожидаемыми оказались изменения, связанные с перераспределением жидкостей в условиях микрогравитации. Некоторое время зрение Марка Келли ухудшалось (он был вынужден даже носить очки), отмечались нарушения в кровоснабжении ног. Кроме того, перемены затронули состав кишечной микрофлоры и даже привели к снижению когнитивных способностей, измеряемых в ходе тестов. Впрочем, со временем и они вернулись в норму.

Если допустить, что разумная жизнь во Вселенной не редкость и встреча людей с внеземными цивилизациями неизбежна, многие исследователи задаются вполне справедливыми вопросами: на что будет похож этот контакт? Приведет это к войне или миру? Ученые из США и Китая разработали инновационную платформу на базе искусственного интеллекта, которая моделирует контакты между нашей и внеземными цивилизациями, а также их сложные взаимодействия друг с другом. Результаты оказались неожиданными.

Психологи из МГППУ показали, что субъективное благополучие молодых людей зависит не от их собственных ценностных ориентаций, а от степени соответствия таковых у их окружения. Результаты исследования, в котором приняли участие более двух с половиной тысяч подростков из разных регионов России, подтвердили эту гипотезу: чем больше расхождение между представлениями о том, какие должны быть ценностные ориентации, и теми, которые имеет сам человек, тем ниже уровень его субъективного благополучия.

Первая всеобъемлющая карта активности мозга во время спаривания и установления связей у желтобрюхих полевок показала, что мозг самцов и самок в ходе этих процессов работает неожиданно одинаково. Наиболее значимым фактором активности мозга, связанной с установлением длительных отношений, стала мужская эякуляция. Это свидетельствует о глубоком эмоциональном влиянии оргазма, способствующем установлению моногамии.