02.12.2022
Анна Новиковская
1 844

Британский ученый предложил построить на Марсе заповедники земной жизни

4.5

Каждый год вымирают сотни видов, и один из способов их спасти — предоставить исчезающим растениям и животным новый дом на Красной планете. Только там они смогут избежать давления со стороны растущего населения Земли.

Концепт будущей марсианской колонии включает теплицы для выращивания растений / © NASA

Население Земли достигло восьми миллиардов, и в течение ближайшего столетия показатель может перевалить за 11 миллиардов. Чтобы разместить столько людей, придется пожертвовать многими территориями, которые сейчас еще служат убежищем для диких животных и растений, а это неминуемо приведет к колоссальному вымиранию видов.

Один из способов сохранить биоразнообразие — предоставить нашим соседям по планете другое место для жительства — возможно, в специальных заповедниках на Марсе. Пол Листер Смит (Paul Lister Smith) из Бристольского университета (Великобритания) предложил включить постройку таких заповедников в концепт будущей марсианской колонии: помимо пользы для сохранения земных видов растений и животных, они позволят поддерживать психологическое здоровье колонистов.

Хотя идея может показаться абсурдной, она не лишена обоснований. Длина марсианских суток (сол) не особо отличается от земных, а под поверхностью сухой марсианской земли находится достаточно замороженной воды, чтобы решить проблему орошения. Что до низких температур, недостаточного атмосферного давления и жесткого ультрафиолетового облучения, то все эти проблемы решаются с помощью специальных «теплиц», которые позволят создать замкнутую экосистему земного типа.

Не вполне понятно, повлияют на земные формы жизни слабое магнитное поле Марса, другие лунные циклы и отсутствие полноценной смены времен года — если только проектировщики заповедников не смогут сымитировать смену температурного режима и длины светового дня. К тому же Красная планета получает вполовину меньше солнечного света, чем Земля, так что растения на ней будут расти медленнее, если, конечно, не везти туда исключительно теневыносливые виды.

Солнце с поверхности Марса кажется намного тусклее, чем с Земли / © NASA

Проектировщикам заповедников придется решать и другие проблемы — от плодородия почвы (оно складывается из совместной работы растений, микроорганизмов, грибов и мелких животных) до марсианских пылевых бурь (они будут снижать количество поступающего к поверхности земли света) и сниженной гравитации, которая на Марсе составляет лишь 38 процентов от земной.

В целом, подчеркнул Смит, попытки полностью воспроизвести на Марсе земной лес непродуктивны. Однако если хотя бы часть земных видов адаптируется, они смогут стать основой новой экосистемы, которая преобразит облик Красной планеты.

Создание такой экосистемы может показаться неэтичным, ведь многие организмы погибнут, не сумев приспособиться к новым условиям. Но, по мнению ученого, надежда на выживание хотя бы нескольких уже должна служить достойным оправданием для строительства первого внеземного заповедника.

Исследование опубликовано в журнале International Journal of Astrobiology.