Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
30.11.2021
Homo Science
1 077

Вначале была медуза: зачем ученым светящиеся белки?

4.3

GFP (green fluorescent protein) — первый флуоресцентный белок, обнаруженный учеными. Он флуоресцирует в зеленом диапазоне при освещении светом от синего до ультрафиолетового, благодаря чему можно видеть красивое зеленое свечение. Разбираемся, как ученые открыли и для чего используют этот красивый белок.

Рисунок 1. Медуза Aequorea victoria / ©Википедия

Первый флуоресцентный белок, GFP (green fluorescent protein), был найден в морской медузе Aequorea victoria (рисунок 1) в 1960-х годах. К белку никто не проявлял интереса, пока спустя 30 лет после его открытия Дуглас Прэшер совместно с коллегами не установил последовательность гена, кодирующего GFP.

Позже оказалось, что GFP очень удобно «сшивать» с другими белками. Это позволяет наблюдать за интересующими ученых белками прямо в живом объекте (рисунок 2). Поэтому GFP называют флуоресцентной меткой – он метит белок, к которому пришит, так, что его обнаружение становится возможным.GFP открыл клеточную биологию в динамике — все динамические процессы, которые происходят в клетке, были в большой степени визуализированы с помощью GFP. Флуоресцентные белки очень широко используются, и сегодня это уже стандартный метод.

Рисунок 2. Яркая флуоресценция GFP / ©www.sigmaaldrich.com

Ученые задумались о том, что применение нескольких цветов может позволить, например, различить разные структуры клетки. На основе GFP получалось небольшое цветовое разнообразие, поэтому специалисты начали активно создавать и искать аналоги GFP. Позднее были открыты флуоресцентные белки кораллов, из которых получились все используемые сейчас красные флуоресцентные белки.

Рисунок 3. Флуоресцентные белки / ©mappingignorance.org

Сегодня с помощью методов генной и белковой инженерии получено много разноцветных аналогов GFP с разными свойствами (рисунок 3), широко используемых в молекулярной и клеточной биологии. И хотя сегодня флуоресцентными белками сложно удивить ученых, их продолжают активно изучать и модернизировать.

Благодаря этому флуоресцентные белки становятся все более технологичными инструментами для исследований и практического применения в медицине. Поиск и создание новых белков и разнообразных методов, основанных на использовании флуоресцентных белков, наверняка еще приведут ученых к новым открытиям.

Homo Science – просветительский проект, созданный Госкорпорацией «Росатом» специально для молодежи на Интернет-площадке homo-science.ru. Его адресаты – все, кто только начинает думать и мечтать, и те, кто не собирается прекращать этим заниматься. Цель проекта – донести академические знания из самых разных областей науки до молодой аудитории. Homo Science предоставляет медиаплощадку для блогеров-популяризаторов науки и ученых, которые готовы объяснить научные процессы понятным и доступным языком.