14 статьи
1 подписчика
Homo Science – просветительский проект, созданный Госкорпорацией «Росатом» специально для молодежи на Интернет-площадке homo-science.ru. Его адресаты – все, кто только начинает думать и мечтать, и те, кто не собирается прекращать этим заниматься. Цель проекта – донести академические знания из самых разных областей науки до молодой аудитории. Homo Science предоставляет медиаплощадку для блогеров-популяризаторов науки и ученых, которые готовы объяснить научные процессы понятным и доступным языком.

GFP (green fluorescent protein) — первый флуоресцентный белок, обнаруженный учеными. Он флуоресцирует в зеленом диапазоне при освещении светом от синего до ультрафиолетового, благодаря чему можно видеть красивое зеленое свечение. Разбираемся, как ученые открыли и для чего используют этот красивый белок.

Вы точно знаете вкус глутамата — его добавляют в чипсы или лапшу быстрого приготовления, а приверженцы здорового питания скажут ему спасибо за вкус сыра или помидоров. Глутамат изучают давно, и вокруг него сложилось много мифов. Например, что это искусственно созданная молекула с кучей побочных эффектов. Но на деле данные о вреде глутамата не удалось подтвердить, а ВОЗ включил его в перечень безопасных пищевых добавок. Разбираемся, откуда пошли мифы про глутамат и что это за молекула на самом деле.

Некоторые сведения о животных можно получить только с помощью полевых наблюдений. Разумеется, это не самая простая задача: вмешиваться в происходящее ни в коем случае нельзя, а некоторые виды заметно проворнее человека, обитают в труднодоступной местности, слышат движение за несколько километров и умело прячутся от любопытных глаз. В таких случаях на выручку науке приходят технологические уловки.

Гаджеты с гибкими экранами уже сейчас можно найти в продаже за баснословные деньги. Сейчас их еще очень сложно сделать. Почему? Рассказываем, чем они отличаются от обычных экранов, из чего делаются и для чего нужны.

Представьте: вы гуляете на берегу пруда. Утки, косяки рыб, шустрые водомерки на глади воды… А если зачерпнуть ее в пробирку и взглянуть в микроскоп, можно обнаружить совсем иную красоту — удивительные диатомовые водоросли.

Юрий Гагарин готовился к первому выходу на орбиту больше года. При том, что он уже был опытным летчиком, первый космонавт тренировался серьезнее, чем олимпийский спортсмен. 71-летнему Ричарду Брэнсону же хватило всего пяти дней перед его собственным успешным полетом в июле 2021 года. А подготовка Джеффа Безоса в его 57 лет заняла и вовсе пару дней. Оба миллиардера осваивают космическую отрасль с 2000-х годов. И они — не одиночки. Космические компании вроде Blue Origin и SpaceX уже вовсю конкурируют с мастодонтами вроде NASA и ESA, а в чем-то и обгоняют их. Рассказываем о частных полетах в космос.

Чтобы изучить строение тканей и органов живых организмов ученые используют их тончайший срез. На макроуровне организм кажется окрашенным. Цвет животным тканям сообщают в основном такие пигменты, как меланины (в коже, волосах и перьях, радужке глаз), цитохромы (красно-коричневый цвет печени), гемоглобин (цвет крови) и миоглобин (окрашивает мышцы). Однако в тонком срезе тканей очень мало пигментов, он не окрашен, поэтому в нем почти невозможно различить клетки и ядра. На помощь приходят красители!

Кометы — настоящие природные лаборатории, где складываются сложные молекулы и даже органические соединения — то, что можно назвать «кирпичиками жизни». Это одна из причин, почему кометы так интересуют астрономов. В 2016 году космической станции «Розетта» впервые удалось сесть на поверхность кометы, открытой в 1969 году советскими астрономами Климом Чурюмовым и Светланой Герасименко. Это позволило передать на Землю данные о ее форме, устройстве, звуке и даже запахе (не самом приятном). В итоге миссия принесла несколько открытий и даже поставила под сомнение ряд теорий об устройстве Солнечной системы.

Увидеть черную дыру в обычные телескопы невозможно: эти объекты слишком далеки от нас и их излучение слишком слабое. Чтобы получить изображение черной дыры, потребовался бы супертелескоп размером с Землю. Но ученые из международной команды Event Horizon Telescope (Телескоп горизонта событий) смогли добиться того же результата с помощью целой сети наземных телескопов, точнейших приборов и современных алгоритмов обработки данных. Рассказываем, как они это сделали.

Сложность лечения многих заболеваний, например, рака, заключается в том что медики не всегда знают, как доставить лекарство к нужному месту в организме. Эту проблему могут помочь решить микророботы — крошечные «кораблики», которые доставят лекарство, проплыв по сосудам человека. Построить «судно» размером в несколько микрометров — миллионных долей метра — очень сложно, но команде ученых из Нидерландов удалось напечатать такие микроскопические структуры на 3D-принтере и даже научить их «плавать».

Загрузить ещё