Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В ЮФУ справились с деградацией катализаторов, необходимых для двигателей будущего и экологичных машин
Группа ученых химического факультета ЮФУ выявила причины того, почему некоторые электрокатализаторы деградируют и предложила методические рекомендации для тестирования их устойчивости. По словам специалистов, именно их структурно-морфологические особенности и устойчивость к деградации крайне важны для долгой эксплуатации топливных элементов.
Электрокатализаторы используют в различных устройствах в качестве источника электроэнергии, в том числе в транспортных средствах без вредных выхлопов, портативных устройствах, например, в ноутбуках и смартфонах, стационарных энергетических системах, а также в некоторых промышленных процессах, таких как производство химических веществ и электролиз воды.
Преимущество таких катализаторов – высокая эффективность, бесшумность, универсальность, дальний запас хода по сравнению с батареями, а также экологичность, поскольку единственным побочным продуктом их работы является вода.
Наиболее важной характеристикой катализаторов для успешного внедрения в любые технологии является их устойчивость к деградации, которая определяется с помощью ускоренного стресс-тестирования материалов. В разные годы были созданы различные протоколы стресс-тестирования в лабораторных условиях, которые применяются повсеместно. Однако, результаты у всех исследователей существенно различаются. В связи с этим, ученые химического факультета ЮФУ представили свои итоги исследования структурно-морфологических и электрохимических параметров материалов после стресс-тестирования в различных условиях по запатентованной коллективом технологии.
«За последнее десятилетие опубликованы различные исследования, в которых тестируются коммерческие катализаторы от компании Johnson Matthey. К сожалению, результаты у всех исследователей существенно различаются. Нам было важно подготовить исследование-методичку с поэтапными шагами для тестирования катализаторов, начиная от их структурно-морфологических особенностей и заканчивая их устойчивостью к деградации, используя все доступные нам ресурсы.

В частности, методы просвечивающей электронной микроскопии (ЦКП «Высокоразрешенная электронная микроскопия» ЮФУ) и рентгенофазового анализа (химический факультет, ЮФУ), которые позволили изучить структуру и морфологию коммерческих и полученных нами катализаторов до и после стресс-тестирования», — отметил младший научный сотрудник химического факультета ЮФУ Кирилл Паперж.
Так, по совокупности данных о морфологии и электрохимических характеристик катализаторов, они смогли сделать выводы о том, что материалы в условиях тестирования в кислородной атмосфере деградирую быстрее, чем в инертной (в атмосфере Ar). Более стабильными оказываются те, в которых распределение наночастиц по поверхности носителя является более равномерным.
Плодом их работы стали две статьи, опубликованные в журналах Catalysts и Inorganics, которые являются своего рода методическим пособием с поэтапными шагами для тестирования катализаторов. Опираясь на данные работы можно не просто правильно и корректно воспроизвести исследование, но и понять особенности каждого шага, не читая более 30 статей об одном методе исследования, который делают в разных местах по-разному.
В работах также представлена сравнительная оценка стабильности полученного материала и наиболее известного мирового аналога от компании Johnson Matthey. Для аттестации материалов ученые использовали протокол тестирования, разработанный компанией Toyota, который является наиболее близким к работе реального водородо-воздушного топливного элемента.
«Наши исследования позволили также выявить наиболее вероятные механизмы деградации электрокатализаторов в зависимости от условий стресс-тестирования. Важно знать, какие это механизмы для разработки способов их предотвращения. Таким образом, появляется возможность для направленного улучшения электрокатализаторов», – рассказал ведущий научный сотрудник химического факультета ЮФУ Сергей Беленов.
Как поясняют исследователи, основными реакциями в водородо-воздушных топливных элементах являются окисления топлива водорода на аноде и восстановление кислорода до воды на катоде. Полученные в ходе реакции на аноде электроны движутся по внешней цепи к катоду, давая тем самым электрический ток. Данные реакции значительно ускоряются при использовании электрокатализаторов, представляющих из себя наночастицы платины, нанесенные на электропроводящую подложку.
Способность долгое время поддерживать высокую скорость данных реакций в процессе эксплуатации топливного элемента является показателем устойчивости к деградации электрокатализаторов. Получение материалов, способных длительное время функционировать без изменения характеристик является актуальной задачей электрохимической энергетики. Сегодня электрокатализаторы создают как для коммерческих, так и научных целей. В мире и в России их производят такие известные компании, как зарубежные Johnson Matthey, TANAKA, Umicor, Pajarito Powder, BASF, Heraeus, Premetek и российская компания Прометей РД (Ростов-на-Дону, Россия).
«Существует большое количество коммерческих катализаторов, и ученые во всем мире пытаются разработать новые материалы, которые будут удовлетворять выдвигаемые к ним требованиям. Например, по активности в реакции восстановления кислорода, по простоте и дешевизне технологии получения материалов с близкими электрохимическими параметрами коммерческим аналогам, а также по устойчивости к деградации. Поэтому, прежде чем начать разработки новых высокоэффективных катализаторов, необходимо тщательно исследовать уже существующие, коммерчески производимые аналоги!», – добавила ведущий научный сотрудник химического факультета ЮФУ Анастасия Алексеенко.
На данном этапе катализаторы, разработанные по методике коллектива химического факультета ЮФУ, производятся на малом инновационном предприятии ООО «Прометей РД». Это первое и пока еще единственное предприятие в России, которое производит высокоэффективные отечественные электрокатализаторы для топливных элементов. Помимо этого, совместно с предприятием ученые разрабатывают исследования по изучению различных аспектов эксплуатации отечественных катализаторов, спрос на которые сегодня действительно большой. Особенно он возрос после санкций в 2022 году.
«Чтобы рекомендовать катализатор к использованию в топливном элементе важно исследовать его начальные и конечные после тестирования характеристики в лаборатории в ячейке. Известно, что материалы демонстрирующие повышенные характеристики активности и стабильности в лабораторных условиях являются наиболее перспективными для более сложных и затратных ресурсных испытаний в мембранно-электродном блоке. На базе нашей лаборатории имеется комплекс оборудования как для экспресс-оценки характеристик электрокатализаторов, так и для тестирования в мембранно-электродном блоке», – прокомментировала младший научный сотрудник химического факультета ЮФУ Елизавета Могучих. Исследование проведено в рамках работы коллектива Южного федерального университета по грантам РНФ.
Команда психолингвистов Центра языка и мозга НИУ ВШЭ обнаружила, что у подростков в возрасте 15–18 лет навыки фонологической обработки продолжают влиять на скорость чтения текстов. Это открытие опровергает убеждение, что к подростковому возрасту эти навыки уже не играют значимой роли в беглости чтения.
Новые материалы позволяют построить атомные реакторы и для полетов в космос, и для получения зеленой и более дешевой электроэнергии на Земле. Технологии, лежащие в основе их создания, помогают даже выращивать биологические ткани для замены поврежденных. Мы поговорили обо всем этом с научным руководителем направления «Материалы и технологии» Госкорпорации «Росатом», первым заместителем директора частного учреждения «Наука и инновации» Алексеем Дубом.
Ученые впервые на практике реализовали знаменитый мысленный эксперимент с «подвижной щелью», который обсуждали Бор и Эйнштейн почти 100 лет назад. Опыт с отдельным атомом показал, что попытка отследить путь частицы неизбежно разрушает ее волновые свойства.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Команда психолингвистов Центра языка и мозга НИУ ВШЭ обнаружила, что у подростков в возрасте 15–18 лет навыки фонологической обработки продолжают влиять на скорость чтения текстов. Это открытие опровергает убеждение, что к подростковому возрасту эти навыки уже не играют значимой роли в беглости чтения.
Зоологи из Университета Нового Южного Уэльса выяснили, что слоны Ботсваны реагируют на жужжание пчел гораздо спокойнее, чем их сородичи в Восточной Африке. Это открытие осложняет внедрение экологичных методов защиты урожая: то, что пугает животных в Кении, здесь может не сработать.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
