Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В ЮФУ справились с деградацией катализаторов, необходимых для двигателей будущего и экологичных машин
Группа ученых химического факультета ЮФУ выявила причины того, почему некоторые электрокатализаторы деградируют и предложила методические рекомендации для тестирования их устойчивости. По словам специалистов, именно их структурно-морфологические особенности и устойчивость к деградации крайне важны для долгой эксплуатации топливных элементов.
Электрокатализаторы используют в различных устройствах в качестве источника электроэнергии, в том числе в транспортных средствах без вредных выхлопов, портативных устройствах, например, в ноутбуках и смартфонах, стационарных энергетических системах, а также в некоторых промышленных процессах, таких как производство химических веществ и электролиз воды.
Преимущество таких катализаторов – высокая эффективность, бесшумность, универсальность, дальний запас хода по сравнению с батареями, а также экологичность, поскольку единственным побочным продуктом их работы является вода.
Наиболее важной характеристикой катализаторов для успешного внедрения в любые технологии является их устойчивость к деградации, которая определяется с помощью ускоренного стресс-тестирования материалов. В разные годы были созданы различные протоколы стресс-тестирования в лабораторных условиях, которые применяются повсеместно. Однако, результаты у всех исследователей существенно различаются. В связи с этим, ученые химического факультета ЮФУ представили свои итоги исследования структурно-морфологических и электрохимических параметров материалов после стресс-тестирования в различных условиях по запатентованной коллективом технологии.
«За последнее десятилетие опубликованы различные исследования, в которых тестируются коммерческие катализаторы от компании Johnson Matthey. К сожалению, результаты у всех исследователей существенно различаются. Нам было важно подготовить исследование-методичку с поэтапными шагами для тестирования катализаторов, начиная от их структурно-морфологических особенностей и заканчивая их устойчивостью к деградации, используя все доступные нам ресурсы.
В частности, методы просвечивающей электронной микроскопии (ЦКП «Высокоразрешенная электронная микроскопия» ЮФУ) и рентгенофазового анализа (химический факультет, ЮФУ), которые позволили изучить структуру и морфологию коммерческих и полученных нами катализаторов до и после стресс-тестирования», — отметил младший научный сотрудник химического факультета ЮФУ Кирилл Паперж.
Так, по совокупности данных о морфологии и электрохимических характеристик катализаторов, они смогли сделать выводы о том, что материалы в условиях тестирования в кислородной атмосфере деградирую быстрее, чем в инертной (в атмосфере Ar). Более стабильными оказываются те, в которых распределение наночастиц по поверхности носителя является более равномерным.
Плодом их работы стали две статьи, опубликованные в журналах Catalysts и Inorganics, которые являются своего рода методическим пособием с поэтапными шагами для тестирования катализаторов. Опираясь на данные работы можно не просто правильно и корректно воспроизвести исследование, но и понять особенности каждого шага, не читая более 30 статей об одном методе исследования, который делают в разных местах по-разному.
В работах также представлена сравнительная оценка стабильности полученного материала и наиболее известного мирового аналога от компании Johnson Matthey. Для аттестации материалов ученые использовали протокол тестирования, разработанный компанией Toyota, который является наиболее близким к работе реального водородо-воздушного топливного элемента.
«Наши исследования позволили также выявить наиболее вероятные механизмы деградации электрокатализаторов в зависимости от условий стресс-тестирования. Важно знать, какие это механизмы для разработки способов их предотвращения. Таким образом, появляется возможность для направленного улучшения электрокатализаторов», – рассказал ведущий научный сотрудник химического факультета ЮФУ Сергей Беленов.
Как поясняют исследователи, основными реакциями в водородо-воздушных топливных элементах являются окисления топлива водорода на аноде и восстановление кислорода до воды на катоде. Полученные в ходе реакции на аноде электроны движутся по внешней цепи к катоду, давая тем самым электрический ток. Данные реакции значительно ускоряются при использовании электрокатализаторов, представляющих из себя наночастицы платины, нанесенные на электропроводящую подложку.
Способность долгое время поддерживать высокую скорость данных реакций в процессе эксплуатации топливного элемента является показателем устойчивости к деградации электрокатализаторов. Получение материалов, способных длительное время функционировать без изменения характеристик является актуальной задачей электрохимической энергетики. Сегодня электрокатализаторы создают как для коммерческих, так и научных целей. В мире и в России их производят такие известные компании, как зарубежные Johnson Matthey, TANAKA, Umicor, Pajarito Powder, BASF, Heraeus, Premetek и российская компания Прометей РД (Ростов-на-Дону, Россия).
«Существует большое количество коммерческих катализаторов, и ученые во всем мире пытаются разработать новые материалы, которые будут удовлетворять выдвигаемые к ним требованиям. Например, по активности в реакции восстановления кислорода, по простоте и дешевизне технологии получения материалов с близкими электрохимическими параметрами коммерческим аналогам, а также по устойчивости к деградации. Поэтому, прежде чем начать разработки новых высокоэффективных катализаторов, необходимо тщательно исследовать уже существующие, коммерчески производимые аналоги!», – добавила ведущий научный сотрудник химического факультета ЮФУ Анастасия Алексеенко.
На данном этапе катализаторы, разработанные по методике коллектива химического факультета ЮФУ, производятся на малом инновационном предприятии ООО «Прометей РД». Это первое и пока еще единственное предприятие в России, которое производит высокоэффективные отечественные электрокатализаторы для топливных элементов. Помимо этого, совместно с предприятием ученые разрабатывают исследования по изучению различных аспектов эксплуатации отечественных катализаторов, спрос на которые сегодня действительно большой. Особенно он возрос после санкций в 2022 году.
«Чтобы рекомендовать катализатор к использованию в топливном элементе важно исследовать его начальные и конечные после тестирования характеристики в лаборатории в ячейке. Известно, что материалы демонстрирующие повышенные характеристики активности и стабильности в лабораторных условиях являются наиболее перспективными для более сложных и затратных ресурсных испытаний в мембранно-электродном блоке. На базе нашей лаборатории имеется комплекс оборудования как для экспресс-оценки характеристик электрокатализаторов, так и для тестирования в мембранно-электродном блоке», – прокомментировала младший научный сотрудник химического факультета ЮФУ Елизавета Могучих. Исследование проведено в рамках работы коллектива Южного федерального университета по грантам РНФ.
Влияет ли формат знакомства на качество последующих романтических отношений в паре? Научные данные на этот счет разнятся. Новое исследование по вопросу представила группа психологов из Польши, Австралии и Великобритании. В попытке понять, при каком сценарии удовлетворенность отношениями выше, а любовь крепче — когда двое нашли друг друга в Сети или познакомились в жизни, — ученые опросили свыше 6000 тысяч человек из разных стран.
Когда модели искусственного интеллекта ошибаются и выдают неверный ответ на запрос, пользователи пытаются выяснить причину этой ошибки, задавая вопрос самому ИИ-помощнику. Историк технологий Бендж Эдвардс объяснил, почему делать так нет смысла и как это связано с устройством нейросетей.
Исследование американских ученых позволило понять роль эволюционных генетических изменений в формировании важнейших когнитивных способностей человека.
Влияет ли формат знакомства на качество последующих романтических отношений в паре? Научные данные на этот счет разнятся. Новое исследование по вопросу представила группа психологов из Польши, Австралии и Великобритании. В попытке понять, при каком сценарии удовлетворенность отношениями выше, а любовь крепче — когда двое нашли друг друга в Сети или познакомились в жизни, — ученые опросили свыше 6000 тысяч человек из разных стран.
Чтобы проверить законы физики в условиях, недоступных на Земле, астрофизик Козимо Бамби (Cosimo Bambi) из Фуданьского университета (Китай) предложил отправить к центру ближайшей черной дыры «нанокрафт» — крошечный зонд, способный добраться до цели примерно за 60-75 лет благодаря наземной лазерной установке.
Ученым известны случаи близких контактов усатых китов (Mysticeti) и их дальних родственников дельфинов (Delphinidae) в дикой природе, но подобные взаимодействия ранее считали редкостью. Австралийские специалисты, изучающие китообразных, собрали почти две сотни видео и фото со всего мира, опровергающих это мнение. Судя по свидетельствам, чаще всего подобное «общение» происходит между горбатыми китами и дельфинами-афалинами.
Прибывшая из межзвездного пространства предполагаемая комета 3I/ATLAS движется по траектории, максимально удобной для гравитационных маневров управляемого корабля, при этом возможность ее отслеживания с Земли практически минимальна. По мнению некоторых ученых, такое «поведение» объекта наводит на определенные мысли.
Примерно 12 800 лет назад в Северном полушарии началось резкое изменение климата, которое сопровождалось вымиранием мегафауны и угасанием культуры Кловис. Такое могло произойти, например, из-за прорыва пресных вод в Атлантику или мощного вулканического извержения. Несколько лет назад ученые обнаружили места на суше с повышенным содержанием элементов платиновой группы, прослоями угля, микрочастицами расплава. По их мнению, это может быть признаком пребывания Земли в потоке обломков кометы или астероида. В новой работе впервые представлены доказательства кометного события в позднем дриасе из морских осадочных толщ.
Команда исследователей из Сколтеха, МФТИ, Института искусственного интеллекта AIRI и других научных центров разработала метод, позволяющий не просто отличать тексты, написанные человеком, от сгенерированных нейросетью, но и понимать, по каким именно признакам классификатор принимает решение о том, является ли текст генерацией или нет. Анализируя внутренние состояния глубоких слоев языковой модели, ученые смогли выделить и интерпретировать численные признаки, отвечающие за стилистику, сложность и «степень уверенности» текста.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии