• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
20.12.2023, 11:00
НИУ ВШЭ
1
284

В НИУ ВШЭ узнали, как российские семьи выбирают высшее образование

❋ 4.5

Подавляющее большинство (77 процентов) российских семей хотят, чтобы их дети имели вузовский диплом. Почти треть молодежи получает доступ к высшему образованию, однако больше половины из них поменяли бы свой выбор. В мире, где образование определяет карьеру, важно понимать, как мы принимаем эти решения. Проанализировав сотни исследований и данные социологических опросов, эксперты Института образования НИУ ВШЭ и Яндекс выявили ключевые факторы, влияющие на выбор образовательной траектории, и показали, как и когда он формируется, каким образом происходит, почему различается и к чему это приводит.

Студенты
В НИУ ВШЭ узнали, как российские семьи выбирают высшее образование / © Getty images / Автор: Сергей Данилов

Подробный доклад — по ссылке. Россия — один из мировых лидеров по охвату третичным (то есть средним профессиональным и высшим) образованием и находится на среднем уровне по доступности высшего: 29 процентов молодежи в возрасте 17–25 лет охвачены местами в вузах. 67 процентов россиян считают, что высшее образование помогает найти высокооплачиваемую работу, а 45 — стать востребованными специалистами. В свою очередь, всего четыре процента россиян стремятся с помощью образования изменить место жительства, найти друзей или супруга. Родители в первую очередь ценят в высшем образовании возможность найти хорошую работу и добиться жизненного успеха, тогда как для студентов также важно развитие собственных интересов и получение новых знаний.

В России двое из трех школьников принимают решение, будут ли они получать высшее образование, еще до девятого класса. Чем раньше принимается решение о получении высшего образования, тем выше шансы успешно окончить вуз. При этом обдуманный выбор специализации и университета снижает риск неудовлетворенности и способствует успешной учебе. Самые важные источники информации при поступлении — сайты и мероприятия вузов, родственники и знакомые, а также карьерное консультирование. В России о вузе абитуриенты узнают прежде всего из интернета, а в выборе профессии доверяют информации от знакомых и родных.

«Куда податься после окончания школы — это выбор с высокими ставками. Российские родители тратят огромные ресурсы на подготовку своих детей к поступлению в вуз, при этом недооценивают важность инвестиций в профессиональную ориентацию и зрячий выбор образовательной траектории», — считает один из авторов доклада, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Екатерина Шибанова. Абитуриенты плохо представляют свои карьерные перспективы.

Несмотря на широту выбора, почти 40 процентов абитуриентов подают документы только в один вуз. Ожидания относительно будущей зарплаты у студентов завышены: в реальности после выпуска они будут получать в среднем на 30–40 процентов меньше, чем думали. Несмотря на расширение возможностей для гибких образовательных траекторий, традиционное очное обучение — самый привлекательный формат высшего образования. И абитуриенты, и родители в целом скептичны в отношении дистанта, но готовы рассматривать современные цифровые альтернативы. При этом 55 процентов студентов изменили бы свой выбор, если бы им представилась такая возможность.

Кроме этого, гендерные и социальные факторы также влияют на выбор вуза и специальности. Женщины чаще выбирают гуманитарные направления, мужчины — технологии и IT. Региональное положение и достаток играют роль в доступе к высшему образованию. Жители малых городов и сельских районов чаще сталкиваются с ограничениями при поступлении, в отличие от жителей крупных городов.

«Пока есть социальное расслоение, будет существовать и образовательное неравенство, в том числе связанное с выбором траектории обучения. Богатые и бедные семьи по-разному воспринимают риски и издержки получения высшего образования. Поэтому даже при одинаковой успеваемости дети делают разный выбор в зависимости от материального и образовательного уровня своих родителей», — подчеркнул Евгений Терентьев, директор Института образования НИУ ВШЭ.

Различия в выборе приводят к разным шансам на успех в жизни. Образованные люди в России зарабатывают почти в два раза больше, чем имеющие только среднее образование. Еще один плюс высшего образования — благополучие и здоровье. Диплом вуза помогает чувствовать себя увереннее, испытывать меньше стресса и в целом быть более счастливым и довольным жизнью.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — один из крупнейших и самых востребованных вузов России. В университете учится 54 тысячи студентов и работает почти 4,5 тысячи учёных и преподавателей. НИУ ВШЭ ведёт фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также креативных индустрий. В университете действуют 47 центров превосходства, или международных лабораторий. Вышка объединяет ведущих мировых исследователей в области изучения мозга, нейротехнологий, биоинформатики и искусственного интеллекта. Университет входит в первую группу программы «Приоритет-2030» в направлении «Исследовательское лидерство». Кампусы НИУ ВШЭ расположены в четырех городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, а также в цифровом пространстве — «Вышка Онлайн».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
26 ноября, 17:00
Курчатовский институт

Фосфор – элемент, играющий ключевую роль в росте растений. В сельском хозяйстве он используется в составе многих минеральных удобрений. В то же время фосфор, содержащийся в сточных водах — серьезный загрязнитель, который при попадании в водоемы нарушает баланс экосистем и вызывает цветение водорослей. Ученые Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» и Южного федерального университета предложили новый экологичный способ выделения фосфора из сточных вод с помощью фотосинтезирующих микроорганизмов.

26 ноября, 16:13
Редакция Naked Science

Исследователи из Института искусственного интеллекта Московского государственного университета и «Яндекса» создали LORuGEC — первый открытый набор данных с примерами ошибок по сложным правилам русского языка. Они также разработали метод, помогающий обучить ИИ исправлять грамматические, пунктуационные и орфографические ошибки при генерации текстов. «Яндекс» рассказал о разработках на полях Конгресса молодых ученых.

26 ноября, 13:12
Александр Березин

Гамма-излучение, зафиксированное гамма-телескопом «Ферми», по мнению исследователя, может объясняться только распадом вимпов, частиц темной материи, в существовании которых множество других физиков уже разуверились. Если независимые проверки подтвердят открытие, это может существенно изменить космологическую картину мира.

20 ноября, 13:12
Полина Меньшова

Человеческие языки разнообразны, но это разнообразие ограничивается повторяющимися закономерностями. Пытаясь описать правила, которым подчиняются различия в грамматике, лингвисты сформулировали ряд так называемых грамматических универсалий — утверждений, предположительно верных для всех или большинства языков мира. Международная команда ученых провела статистический анализ на материале 2430 языков и обнаружила, что соответствующими действительности можно считать около трети таких утверждений.

21 ноября, 10:02
ПНИПУ

Так называемые зумеры и альфа, несмотря на молодой возраст, уже формируют ключевые поведенческие и потребительские тренды. Ученые Пермского Политеха рассказали, почему обозначение поколений начали с конца алфавита, как альфа и зумеры отличаются в способности к терпеливости, совмещении цифрового и реального «Я», подходу к профессиональной деятельности и отношении к финансам, какое мышление пришло на смену клиповому и как использование искусственного интеллекта повлияет на авторитет родителей.

23 ноября, 11:08
Максим Абдулаев

Бразильские зоологи выяснили, каких именно насекомых и пауков ловят домашние кошки в городах. Для этого использовали не полевые наблюдения, а анализ социальных сетей. Просмотрев более 17 000 видео и фото в TikTok и на фотостоке iStock, ученые нашли 550 записей кошачьей охоты. Самая частая добыча — кузнечики, сверчки, цикады и тараканы.

20 ноября, 13:12
Полина Меньшова

Человеческие языки разнообразны, но это разнообразие ограничивается повторяющимися закономерностями. Пытаясь описать правила, которым подчиняются различия в грамматике, лингвисты сформулировали ряд так называемых грамматических универсалий — утверждений, предположительно верных для всех или большинства языков мира. Международная команда ученых провела статистический анализ на материале 2430 языков и обнаружила, что соответствующими действительности можно считать около трети таких утверждений.

8 ноября, 18:29
Адель Романова

По расчетам, большинство «гостей» из других звездных систем летят к Земле примерно со стороны созвездия Геркулес. Скорее всего, они время от времени падают на нашу планету, просто мы еще не научились это замечать. Как удалось вычислить, чаще всего они должны падать зимой и где-то в окрестностях экватора.

12 ноября, 10:47
Максим Абдулаев

Ученые открыли новый, ранее неизвестный способ передвижения бактерий по поверхностям, для которого не нужны жгутики. Эти микроорганизмы на краю колонии переваривают сахара, выделяют метаболиты и создают осмотическое давление. Оно вызывает микроскопическое «цунами», и на нем бактерии катятся вперед.

[miniorange_social_login]

Комментарии

1 Комментарий
-
0
+
И это и есть исследование целого блин института??) Анализ- "Проанализировав сотни исследований и данные соцопросов, эксперты из НИУ ВШЭ" Заключение - "Пока есть социальное расслоение, будет существовать и образовательное неравенство, в том числе связанное с выбором обучения. Богатые и бедные семьи по-разному воспринимают риски и издержки получения высшего образования. Поэтому даже при одинаковой успеваемости дети делают разный выбор в зависимости от материального и образовательного уровня своих родителей», — подчеркнул Е. Терентьев, директор Института образования НИУ ВШЭ." Если упростить, экперы из ВШЭ год сладывали 2+2 А директор ВШЭ заявил, что ответ это 4. 🤦‍♂️🤦‍♂️🤦‍♂️
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно