• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
01.03.2023
НИУ ВШЭ
1
3 580

В НИУ ВШЭ узнали, какие факторы принесут школьнику до 11 дополнительных баллов на ЕГЭ

4.7

Хотя равенство возможностей и доступа к высшему образованию было основной целью введения ЕГЭ, эта реформа не решила всех проблем. Российские регионы развиты неравномерно, и многие социально-экономические показатели сильно разнятся, а вместе с ними — и шансы подростков получить качественное образование. Как выяснили сотрудники факультета экономических наук ВШЭ, помимо результатов ЕГЭ, возможность поступить в вуз зависит от образования родителей, специализации школы, достатка семьи и ряда других факторов.

В НИУ ВШЭ узнали, какие факторы принесут школьнику до 11 дополнительных баллов на ЕГЭ / ©Getty images / Автор: Анастасия Кожевникова

Результаты исследования опубликованы в British Journal of Sociology of Education. Российские и зарубежные исследования показывают, что крупные города значительно отличаются от малых (и сельской местности) по социально-экономическому статусу жителей и уровню развития образовательной системы. Во-первых, у детей и подростков, живущих вдали от региональных центров, обычно меньше выбор образовательных учреждений и, следовательно, меньше шансов получить качественное школьное образование. Во-вторых, в городах выше доля обеспеченных семей и людей с университетским образованием, и им легче дать хорошее образование своим детям. Кроме того, в сельской местности меньше спрос на специалистов с высокой квалификацией, и это влияет на мотивацию школьников и выбор ими образовательной траектории.

Авторы работы определяют свободный доступ к высшему образованию как ситуацию, в которой шансы подростка поступить в университет зависят только от его способностей, вне зависимости от характеристик семьи, школьного бэкграунда и региональных особенностей. Однако объективно оценить способности школьника очень непросто: на оценки в аттестате и результаты всевозможных экзаменов и тестов влияют и атмосфера в семье, и социально-экономический статус родителей, и качество школьного образования, и место жительства, и многое другое.

Так, от достатка семьи зависит, сможет ли школьник заниматься на платных курсах или с репетитором, ездить в летние школы или в страну изучаемого языка и будет ли рассматривать платное обучение в вузе, если не сможет поступить на бюджет. От образования и вовлеченности родителей в воспитание и обучение школьника зависит, смогут ли они помогать ему с домашними заданиями и будет ли ребенок настроен продолжать учебу.

Вероятность поступить в вуз во многом зависит от школы: качества преподавания, наличия специализации или профильных классов, дополнительных занятий, финансового положения, связей с университетами. Кроме того, школьники могут влиять друг на друга: уровень притязаний ребенка в значительной мере определяется амбициями его одноклассников. В таком случае в более выгодном положении оказываются ученики лучших школ, отбирающих наиболее способных ребят.

Чтобы оценить влияние каждого из факторов на вероятность поступления, исследователи использовали данные лонгитюдного опроса молодежи «Траектории образования и карьеры», проводимого ВШЭ. Сбор данных был начат в 2011 году и продолжается по настоящее время. Это позволяет проследить образовательные и карьерные траектории молодежи, а также оценить определяющие их факторы.

Респондентов-старшеклассников экономисты разделили на три группы: школьники из Москвы и Московской области, из крупных городов и региональных центров и из небольших городов и сельской местности. Ожидаемо, что доля школьников, решивших учиться в 10–11-м классах, и доля поступивших в вузы уменьшаются от первой группы к третьей (77, 70, 65 процентов и 68, 63, 51 процентов соответственно).

Расчеты показали, что во всех трех группах вероятность поступления зависит от результатов ЕГЭ (и через них — от оценок на ОГЭ), уровня образования матери и обучения в специализированной либо обычной школе. Так, при прочих равных условиях абитуриенты из семей с высшим образованием у матери поступают в вузы на 3–5 процентов чаще в зависимости от типа населенного пункта, а преимущество выпускников школ со специализированными классами составляет 5–9 процентов.

Эффект баллов ЕГЭ является устойчивым, однако сами по себе результаты ЕГЭ могут определяться несколькими факторами: результатами ГИА/ОГЭ, характеристиками семьи и школы. Ученые выяснили, что каждый балл выпускного экзамена для девятиклассников по 5-балльной системе приносит дополнительно 11 баллов ЕГЭ, высшее образование матери приносит 3–5 дополнительных баллов, эффект школы составляет 2–6 баллов ЕГЭ. По мнению авторов исследования, это создает неравенство уже на этапе подачи документов в вузы.

Также ученые выявили разницу в количестве факторов, которые влияют на вероятность поступления детей из разных групп. Так, для подростков из столицы это только результаты ЕГЭ, образование матери и тип школы, для школьников из крупных и мелких городов и деревень также важны состоятельность родителей, учеба в профильном классе и наличие дополнительных занятий. То есть чем меньше населенный пункт, в котором живет школьник, тем больше обстоятельств должно сложиться благоприятно, чтобы он имел те же шансы поступить, что и ребята с теми же способностями из более крупного города. Похожий набор факторов влияет и на уровень (престиж) выбранного университета.

«Различия в региональном развитии (в частности, то, в каком типе населенного пункта проживает старшеклассник) могут усилить эффекты семьи и школы. Как результат, абитуриенты из небольших населенных пунктов, которые характеризуются более скромными социально-экономическими показателями и отличаются по качеству школьного образования от крупных городов, могут сталкиваться с дополнительными барьерами доступа к высшему образованию как напрямую, так и косвенно, уже на этапе сдачи ЕГЭ», — считает соавтор работы, доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Илья Прахов.  

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — один из крупнейших и самых востребованных вузов России. В университете учится 54 тысячи студентов и работает почти 4,5 тысячи учёных и преподавателей. НИУ ВШЭ ведёт фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также креативных индустрий. В университете действуют 47 центров превосходства, или международных лабораторий. Вышка объединяет ведущих мировых исследователей в области изучения мозга, нейротехнологий, биоинформатики и искусственного интеллекта. Университет входит в первую группу программы «Приоритет-2030» в направлении «Исследовательское лидерство». Кампусы НИУ ВШЭ расположены в четырех городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, а также в цифровом пространстве — «Вышка Онлайн».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 12:55
Игорь Байдов

Существует несколько гипотез о том, как на самом деле древние египтяне строили свои пирамиды. Если о способах возведения монументальных сооружений и инструментах, которые использовали строители, более-менее известно, то о методах доставки блоков и их установки мнения разнятся. Команда французских архитекторов и египтологов изучила ландшафт вокруг самой древней из сохранившихся египетских пирамид — Джосера — и рассказала, как египтяне могли доставлять и поднимать камни для ее строительства.

Вчера, 10:00
ПНИПУ

Эпоксидные смолы известны своей прочностью, устойчивостью к химическим воздействиям и хорошими электрическими свойствами. Такие полимеры используют в качестве основы красок, покрытий, клеев и изоляционных материалов. Однако их применение ограничено высокой вязкостью. Ученые ПНИПУ синтезировали низковязкую, но прочную эпоксидную смолу. Разработка откроет новые горизонты ее использования, избавит от потребности применять разбавители и станет модификатором более высоковязких существующих смол без понижения механических характеристик. Например, клей и краска станут более устойчивыми.

Позавчера, 15:20
Юлия Трепалина

В прошлом ИИ-системы выполняли определенный набор задач, а при появлении новых их нужно было переобучать. На это уходили дополнительные финансовые и вычислительные ресурсы. Открытие лаборатории исследований искусственного интеллекта T-Bank AI Research и Института AIRI меняет ситуацию. Ученые первыми в мире создали модель в области контекстного обучения (In-Context Learning), которая на нескольких примерах сама может учиться новым действиям.

23 июля
Андрей

Человек множеством способов загрязняет природу вокруг себя, преимущественно воду. В Мировой океан попадают как отходы с производств, так и тонны пластикового мусора. Все это способно отравлять жизнь морских животных, особенно редких вроде акул. Одним из малоизученных токсичных источников можно назвать наркотики, в частности кокаин. Случайное употребление этого вещества акулами раньше только предполагали, но теперь бразильские биологи нашли прямые доказательства.

23 июля
НИУ ВШЭ

Международная команда исследователей с участием ученых из НИУ ВШЭ изучила, как люди, владеющие двумя языками (билингвы), ассоциируют время с пространством. Оказалось, что и в первом, и во втором языке они связывают прошлое с левой частью пространства, а будущее — с правой. При этом чем выше уровень владения вторым языком, тем сильнее выражена эта связь.

Вчера, 12:55
Игорь Байдов

Существует несколько гипотез о том, как на самом деле древние египтяне строили свои пирамиды. Если о способах возведения монументальных сооружений и инструментах, которые использовали строители, более-менее известно, то о методах доставки блоков и их установки мнения разнятся. Команда французских архитекторов и египтологов изучила ландшафт вокруг самой древней из сохранившихся египетских пирамид — Джосера — и рассказала, как египтяне могли доставлять и поднимать камни для ее строительства.

1 июля
Александр Березин

Необычный биологический вид, по оценке авторов новой научной работы, пригоден для заселения четвертой планеты без каких-либо предварительных условий — уже в том виде, в котором он существует сейчас. Поскольку речь идет о фотосинтетическом организме, он способен нарабатывать существенное количество кислорода. Интересно, что кандидат на терраформирование Марса сохранил жизнеспособность после месяца в жидком азоте.

12 июля
Александр Березин

Falcon 9 Block 5 впервые за три сотни запусков дал частично неудачный полет. Ракета выводила 20 спутников компании SpaceX, с 15 связь уже пропала, еще пять могут быть потеряны в ближайшее время.

15 июля
Александр Березин

Авторы нового исследования впервые показали, что круглые провалы в лунной поверхности не просто близки к многокилометровым пещерам на естественном спутнике Земли, но и располагают тоннелями, ведущими в глубину.

[miniorange_social_login]

Комментарии

1 Комментарий
-
0
+
от отца что то зависит??
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно