Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В НИУ ВШЭ узнали, какие факторы принесут школьнику до 11 дополнительных баллов на ЕГЭ
Хотя равенство возможностей и доступа к высшему образованию было основной целью введения ЕГЭ, эта реформа не решила всех проблем. Российские регионы развиты неравномерно, и многие социально-экономические показатели сильно разнятся, а вместе с ними — и шансы подростков получить качественное образование. Как выяснили сотрудники факультета экономических наук ВШЭ, помимо результатов ЕГЭ, возможность поступить в вуз зависит от образования родителей, специализации школы, достатка семьи и ряда других факторов.
Результаты исследования опубликованы в British Journal of Sociology of Education. Российские и зарубежные исследования показывают, что крупные города значительно отличаются от малых (и сельской местности) по социально-экономическому статусу жителей и уровню развития образовательной системы. Во-первых, у детей и подростков, живущих вдали от региональных центров, обычно меньше выбор образовательных учреждений и, следовательно, меньше шансов получить качественное школьное образование. Во-вторых, в городах выше доля обеспеченных семей и людей с университетским образованием, и им легче дать хорошее образование своим детям. Кроме того, в сельской местности меньше спрос на специалистов с высокой квалификацией, и это влияет на мотивацию школьников и выбор ими образовательной траектории.
Авторы работы определяют свободный доступ к высшему образованию как ситуацию, в которой шансы подростка поступить в университет зависят только от его способностей, вне зависимости от характеристик семьи, школьного бэкграунда и региональных особенностей. Однако объективно оценить способности школьника очень непросто: на оценки в аттестате и результаты всевозможных экзаменов и тестов влияют и атмосфера в семье, и социально-экономический статус родителей, и качество школьного образования, и место жительства, и многое другое.
Так, от достатка семьи зависит, сможет ли школьник заниматься на платных курсах или с репетитором, ездить в летние школы или в страну изучаемого языка и будет ли рассматривать платное обучение в вузе, если не сможет поступить на бюджет. От образования и вовлеченности родителей в воспитание и обучение школьника зависит, смогут ли они помогать ему с домашними заданиями и будет ли ребенок настроен продолжать учебу.
Вероятность поступить в вуз во многом зависит от школы: качества преподавания, наличия специализации или профильных классов, дополнительных занятий, финансового положения, связей с университетами. Кроме того, школьники могут влиять друг на друга: уровень притязаний ребенка в значительной мере определяется амбициями его одноклассников. В таком случае в более выгодном положении оказываются ученики лучших школ, отбирающих наиболее способных ребят.
Чтобы оценить влияние каждого из факторов на вероятность поступления, исследователи использовали данные лонгитюдного опроса молодежи «Траектории образования и карьеры», проводимого ВШЭ. Сбор данных был начат в 2011 году и продолжается по настоящее время. Это позволяет проследить образовательные и карьерные траектории молодежи, а также оценить определяющие их факторы.
Респондентов-старшеклассников экономисты разделили на три группы: школьники из Москвы и Московской области, из крупных городов и региональных центров и из небольших городов и сельской местности. Ожидаемо, что доля школьников, решивших учиться в 10–11-м классах, и доля поступивших в вузы уменьшаются от первой группы к третьей (77, 70, 65 процентов и 68, 63, 51 процентов соответственно).
Расчеты показали, что во всех трех группах вероятность поступления зависит от результатов ЕГЭ (и через них — от оценок на ОГЭ), уровня образования матери и обучения в специализированной либо обычной школе. Так, при прочих равных условиях абитуриенты из семей с высшим образованием у матери поступают в вузы на 3–5 процентов чаще в зависимости от типа населенного пункта, а преимущество выпускников школ со специализированными классами составляет 5–9 процентов.
Эффект баллов ЕГЭ является устойчивым, однако сами по себе результаты ЕГЭ могут определяться несколькими факторами: результатами ГИА/ОГЭ, характеристиками семьи и школы. Ученые выяснили, что каждый балл выпускного экзамена для девятиклассников по 5-балльной системе приносит дополнительно 11 баллов ЕГЭ, высшее образование матери приносит 3–5 дополнительных баллов, эффект школы составляет 2–6 баллов ЕГЭ. По мнению авторов исследования, это создает неравенство уже на этапе подачи документов в вузы.
Также ученые выявили разницу в количестве факторов, которые влияют на вероятность поступления детей из разных групп. Так, для подростков из столицы это только результаты ЕГЭ, образование матери и тип школы, для школьников из крупных и мелких городов и деревень также важны состоятельность родителей, учеба в профильном классе и наличие дополнительных занятий. То есть чем меньше населенный пункт, в котором живет школьник, тем больше обстоятельств должно сложиться благоприятно, чтобы он имел те же шансы поступить, что и ребята с теми же способностями из более крупного города. Похожий набор факторов влияет и на уровень (престиж) выбранного университета.
«Различия в региональном развитии (в частности, то, в каком типе населенного пункта проживает старшеклассник) могут усилить эффекты семьи и школы. Как результат, абитуриенты из небольших населенных пунктов, которые характеризуются более скромными социально-экономическими показателями и отличаются по качеству школьного образования от крупных городов, могут сталкиваться с дополнительными барьерами доступа к высшему образованию как напрямую, так и косвенно, уже на этапе сдачи ЕГЭ», — считает соавтор работы, доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Илья Прахов.
Исследование НовГУ показало, что атлетическая гимнастика — один из самых эффективных способов борьбы с ожирением, в отличие, например, от бега. Тренировки с отягощениями не только помогают сжечь жир, но и укреплять мышцы, при этом щадя суставы и сердечно-сосудистую систему. Назван и оптимальный комплекс упражнений для таких людей: три силовые тренировки в неделю по 40–90 минут.
Специалисты центра изучения недр «Геосфера» извлекают из образцов грунта все необходимые данные о действующих и перспективных месторождениях нефти. Рутинные операции с керном делегированы роботам. Умные помощники трудятся 24/7 и позволяют исследователям сосредоточиться на научных и технологических задачах.
Международная группа физиков из России (включая ученых ТГУ), Казахстана и Японии экспериментально зафиксировала необычное явление: стрела, движущаяся прямолинейно, оставляет за собой след в форме винтовой спирали. Это противоречит классическим представлениям, но было подтверждено в эксперименте с переходным излучением. Открытие меняет существующие взгляды на природу закрученного света и имеет значительные перспективы как для фундаментальных исследований, так и для прикладных технологий.
Исследование НовГУ показало, что атлетическая гимнастика — один из самых эффективных способов борьбы с ожирением, в отличие, например, от бега. Тренировки с отягощениями не только помогают сжечь жир, но и укреплять мышцы, при этом щадя суставы и сердечно-сосудистую систему. Назван и оптимальный комплекс упражнений для таких людей: три силовые тренировки в неделю по 40–90 минут.
Специалисты центра изучения недр «Геосфера» извлекают из образцов грунта все необходимые данные о действующих и перспективных месторождениях нефти. Рутинные операции с керном делегированы роботам. Умные помощники трудятся 24/7 и позволяют исследователям сосредоточиться на научных и технологических задачах.
Во время строительства искусственного острова в Индонезии, там, где находился крупный шельф Юго‐Восточной Азии, со временем ушедший под воду, палеонтологи обнаружили большое количество окаменелостей животных. Среди находок оказались кости Homo erectus. Это первые останки древних людей, поднятые со дна затонувшего участка суши Сундаланд.
Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.
Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.
Результаты эксперимента в США в будущем могут позволить добиться разрешения на использование отработанной конопли в качестве кормовой добавки в животноводстве.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии