Не упустите важные новости – подпишитесь на наш Telegram
Подписаться
21 октября
ТГУ
4 952

Ученые выяснили, что слизни и жуки-носороги полезнее свинины и говядины

4.7

Одним из главных вызовов, угрожающих человечеству, является продовольственный кризис. В связи с этим идет активный поиск новых продуктов питания. Среди наиболее перспективных источников протеина выделяют беспозвоночных животных. Ученые Биологического института Томского государственного университета исследуют пищевую ценность нескольких видов моллюсков и насекомых. Анализ показал, что нутриентный состав рыжих и серых слизней по многим показателям превосходит мясо сельскохозяйственных животных.

Слизни / ©Пресс-служба ТГУ

Исследования проводятся в рамках стратпроекта ТГУ «Инженерная биология» при поддержке программы «Приоритет 2030». «Использование беспозвоночных в пищу становится трендом не только для азиатских стран, но и для Европы. К примеру, самый крупный промышленный центр, где выращивают насекомых для употребления в пищу, находится в Голландии, – говорит руководитель проекта, ученый БИ ТГУ, ведущий научный сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН Сергей Чернышев. – В России это направление только начинает развиваться, но ни у кого нет сомнений в его перспективности. Животный протеин жизненно необходим человеку для обеспечения жизнедеятельности. Беспозвоночные животные с этой точки зрения — оптимальный вариант».

Биологи ТГУ проводят исследования пищевой ценности нескольких видов – серых и рыжих слизней, жуков-носорогов, бронзовки. Первые полученные результаты показали, что по многим показателям беспозвоночные превосходят сельскохозяйственных животных.
«Мы вырастили серых и рыжих слизней от стадии яйца до взрослых особей, способных производить потомство, и проанализировали их нутриентный состав, — поясняет исполнитель проекта, заведующая кафедрой зоологии беспозвоночных БИ ТГУ Анастасия Симакова. —

Личинки жука-носорога / ©Пресс-служба ТГУ

Результаты оказались во многом неожиданными. Так, выяснилось, что в биомассе слизней содержится хитин, которого нет в мясе сельскохозяйственных животных. Этот элемент улучшает перистальтику кишечника и работу ЖКТ в целом. Наряду с этим в биомассе слизней есть углеводы, жирорастворимые витамины А и Е, отсутствующие в мясных продуктах, привычно употребляемых населением».

Если говорить о жуках, то в них самое высокое содержание белка – 25,9 г /100 г, тогда как в говядине – 18,6 г / 100 г. По микроэлементам, витаминам и калорийности показатели у этого вида беспозвоночных примерно такие же, как у слизней.

При этом количество белка в биомассе слизней сопоставимо с его уровнем в мясе домашних животных, а количество жиров неизмеримо меньше – соответственно, калорийность беспозвоночных в разы ниже. Микроэлементный состав изучаемых объектов также оказался очень богатым. Например, в ходе анализа выявлено высокое содержание железа, магния, фосфора и цинка – наиболее важных микроэлементов для поддержания нормальной жизнедеятельности организма.

Рыжий слизень / ©Пресс-служба ТГУ

«Если говорить о промышленном выращивании, то беспозвоночные – экономически очень выгодная история, – отмечает Сергей Чернышев. – Во-первых, им не нужно тепло, данные виды могут спокойно существовать при температуре +10°С. Им не страшна высокая влажность, соответственно, для выращивания таких животных можно использовать подвалы. Питание – это любые древесные опилки с небольшим количеством недорогих ферментов, фруктовые, овощные отходы. Нет необходимости вкладываться в пастбища и дорогие корма».

Еще одной чертой, выгодно отличающей такой продукт, является экологичность. При производстве мяса сельскохозяйственных животных широко используются антибиотики, корма, выращенные с использованием пестицидов. Беспозвоночные не требуют такой профилактической меры, как применение антибактериальных препаратов. Субстрат, которым кормят беспозвоночных, лишен токсичных элементов.

По словам биологов, мясо беспозвоночных представляет собой чистый животный белок, содержащий незаменимые аминокислоты, которые в организме человека не синтезируются. Использовать беспозвоночных в пищу можно в разных видах, например, в виде порошковой добавки.

Добавим, что в планах учёных также исследование слизи беспозвоночных животных. В ряде стран она активно используется в косметической промышленности. К примеру, все большую популярность набирает корейская косметика на основе муцина улитки. Исследования биологов ТГУ позволят обеспечить российскую косметологическую отрасль данными, необходимыми для создания новых эффективных продуктов.