• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
01.12.2023, 14:56
МГПУ
774

Ученый МГПУ узнал, как урбанизация повлияла на детскую субкультуру

❋ 4.4

Детская субкультура, включающая разнообразные игры, фольклор, особые нормы и правила поведения, традиционно формировалась во дворах. Но в условиях современных мегаполисов ее естественное развитие существенно осложнено. К таким выводам пришел доктор педагогических и психологических наук, профессор Александр Савенков из Московского городского педагогического университета. Опираясь на богатый фактический материал, ученый проследил эволюцию детской субкультуры от эпохи «дикого капитализма» до наших дней.

Советские дети играют во дворе
Советские дети играют во дворе / © Getty images / Автор: Godefridus Victorinus

Это исследование представляет собой уникальное окно в мир детства, демонстрирующее, как исторические и социальные изменения влияют на формирование детской субкультуры в городских условиях.

Анализ показал, что в прошлом дворовые сообщества детей разных возрастов играли ключевую роль в социализации подрастающего поколения. Они помогали усваивать жизненные нормы в непринужденной обстановке, вырабатывать стрессоустойчивость и формировать самоидентичность.

Проанализировав историю и развитие детской дворовой субкультуры, Савенков показал, как она претерпевала изменения, особенно в свете массового переезда жителей из сельской местности в города, начиная с 1950-х годов в России. Эти перемены привнесли особенности сельской жизни в городскую среду.

Однако в современных городах ситуация радикально изменилась. Родители, опасаясь за безопасность своих чад, стараются минимизировать их самостоятельную активность во дворах. Кроме того, на детскую субкультуру активно воздействуют гаджеты и другие атрибуты взрослой жизни.

В итоге резко сокращается живое общение детей со сверстниками, их досуговая деятельность оказывается чрезмерно структурирована и регламентирована взрослыми. Даже игровые площадки, по наблюдениям ученого, все чаще превращаются в скучные тренажеры, мало напоминая пространство для свободных развивающих игр.

«Современные дети играют не меньше своих предшественников, — констатирует Савенков. — Но их игры сильно изменились и стали мало похожи на те, в которые играли мы сами в детстве». При этом многие взрослые ошибочно полагают, будто дети вообще перестали играть, что негативно скажется на их развитии.

Однако реальная проблема, по мнению исследователя, заключается в другом — в постепенной деформации и вырождении уникального социокультурного феномена под названием «детская субкультура». А вместе с ней утрачивается воспитательный и развивающий потенциал детских игр и неформального общения.

В своей работе, представленной на международной конференции «Координаты современной урбанистики: поворот к гуманизму», Александр Савенков сформулировал конкретные критерии для оценки эффективности игровых площадок и оборудования с точки зрения социализирующего воздействия. В их числе соответствие возрастным особенностям и менталитету детей, развивающий характер, ориентация на коммуникацию и сотрудничество. Применение таких критериев поможет сделать городскую среду более комфортной для формирования подрастающих поколений.

Несмотря на эти изменения, дворовая субкультура продолжает играть важную роль в развитии и социализации детей, помогая им интегрироваться в сообщество и удовлетворять их потребности в признании и социальной идентификации. Ключевые элементы этой субкультуры, включая игры, лексику и юмор, хоть и претерпели изменения, по-прежнему остаются важными для детского восприятия мира.

Подводя итоги, Савенков призывает кардинально пересмотреть сложившиеся в мегаполисах подходы, чтобы вернуть детям возможности для самостоятельной творческой активности и неформального общения во дворах. Это необходимо для возрождения уникальной отечественной традиции детской субкультуры, реализации ее колоссального развивающего и воспитательного потенциала.

Ученый задает ориентиры для изучения проблем современного детства и поиска оптимальной образовательной политики в условиях урбанизации. Оно значительно продвигает комплексные междисциплинарные подходы в сфере воспитания и развития личности ребенка. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Московский городской педагогический университет (МГПУ) — лидирующий государственный педагогический университет в России по качеству приема студентов. В структуру МГПУ входят все уровни образования. Тут готовят не только педагогов, психологов, филологов и переводчиков, но и специалистов по STEM, биологов, юристов, дизайнеров, тренеров. В университете, входящем в программу «Приоритет-2030», ведутся исследования в области цифровой дидактики и использования искусственного интеллекта в образовании, экологии, урбанистики и соучаствующего проектирования, педагогики и психологии, физиологии, нутрициологии и мотивации, функциональной грамотности и развития одаренности.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
16 августа, 19:09
Адель Романова

Астрономы подсчитали, что с поверхности летящего по Солнечной системе межзвездного объекта 3I/ATLAS каждую секунду испаряется около 40 килограммов водяного льда. Такую сильную кометную активность он проявил, будучи в три с половиной раза дальше Земли от Солнца. По мнению ученых, это довольно необычно.

18 августа, 11:11
Денис Яковлев

За последнее десятилетие ученые создали несколько сложных систем «мозг — компьютер», которые позволяли преобразовывать мозговую активность людей, лишившихся способности говорить из-за различных заболеваний, в речь. Однако до сих пор удавалось расшифровать лишь небольшое количество слов. Теперь в США создали алгоритм, благодаря которому удалось распознать до 54 процентов «речи».

18 августа, 12:10
Юлия Трепалина

Ученые провели эксперимент и установили, что вблизи машины черного цвета, простоявшей на солнце несколько часов, температура поднималась на 3,8 °C выше, чем у асфальта на прилегающем свободном участке.

16 августа, 19:09
Адель Романова

Астрономы подсчитали, что с поверхности летящего по Солнечной системе межзвездного объекта 3I/ATLAS каждую секунду испаряется около 40 килограммов водяного льда. Такую сильную кометную активность он проявил, будучи в три с половиной раза дальше Земли от Солнца. По мнению ученых, это довольно необычно.

15 августа, 08:25
Любовь С.

Изображение блазара PKS 1424+240, полученное с помощью радиоинтерферометра VLBA, напомнило астрономам легендарное «Око Саурона» из «Властелина колец» — джет, пронизывающий кольцеобразное магнитное поле объекта, устремлен к нашей планете, а сам блазар может оказаться одним из наиболее ярких источников нейтрино в космосе.

12 августа, 11:29
Юлия Трепалина

Влияет ли формат знакомства на качество последующих романтических отношений в паре? Научные данные на этот счет разнятся. Новое исследование по вопросу представила группа психологов из Польши, Австралии и Великобритании. В попытке понять, при каком сценарии удовлетворенность отношениями выше, а любовь крепче — когда двое нашли друг друга в Сети или познакомились в жизни, — ученые опросили свыше 6000 тысяч человек из разных стран.

25 июля, 07:47
Адель Романова

Прибывшая из межзвездного пространства предполагаемая комета 3I/ATLAS движется по траектории, максимально удобной для гравитационных маневров управляемого корабля, при этом возможность ее отслеживания с Земли практически минимальна. По мнению некоторых ученых, такое «поведение» объекта наводит на определенные мысли.

6 августа, 20:59
Татьяна Пичугина

Примерно 12 800 лет назад в Северном полушарии началось резкое изменение климата, которое сопровождалось вымиранием мегафауны и угасанием культуры Кловис. Такое могло произойти, например, из-за прорыва пресных вод в Атлантику или мощного вулканического извержения. Несколько лет назад ученые обнаружили места на суше с повышенным содержанием элементов платиновой группы, прослоями угля, микрочастицами расплава. По их мнению, это может быть признаком пребывания Земли в потоке обломков кометы или астероида. В новой работе впервые представлены доказательства кометного события в позднем дриасе из морских осадочных толщ.

22 июля, 14:44
ФизТех

Команда исследователей из Сколтеха, МФТИ, Института искусственного интеллекта AIRI и других научных центров разработала метод, позволяющий не просто отличать тексты, написанные человеком, от сгенерированных нейросетью, но и понимать, по каким именно признакам классификатор принимает решение о том, является ли текст генерацией или нет.  Анализируя внутренние состояния глубоких слоев языковой модели, ученые смогли выделить и интерпретировать численные признаки, отвечающие за стилистику, сложность и «степень уверенности» текста.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно