• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
01.12.2023
МГПУ
714

Ученый МГПУ узнал, как урбанизация повлияла на детскую субкультуру

4.4

Детская субкультура, включающая разнообразные игры, фольклор, особые нормы и правила поведения, традиционно формировалась во дворах. Но в условиях современных мегаполисов ее естественное развитие существенно осложнено. К таким выводам пришел доктор педагогических и психологических наук, профессор Александр Савенков из Московского городского педагогического университета. Опираясь на богатый фактический материал, ученый проследил эволюцию детской субкультуры от эпохи «дикого капитализма» до наших дней.

Советские дети играют во дворе
Советские дети играют во дворе / © Getty images / Автор: Godefridus Victorinus

Это исследование представляет собой уникальное окно в мир детства, демонстрирующее, как исторические и социальные изменения влияют на формирование детской субкультуры в городских условиях.

Анализ показал, что в прошлом дворовые сообщества детей разных возрастов играли ключевую роль в социализации подрастающего поколения. Они помогали усваивать жизненные нормы в непринужденной обстановке, вырабатывать стрессоустойчивость и формировать самоидентичность.

Проанализировав историю и развитие детской дворовой субкультуры, Савенков показал, как она претерпевала изменения, особенно в свете массового переезда жителей из сельской местности в города, начиная с 1950-х годов в России. Эти перемены привнесли особенности сельской жизни в городскую среду.

Однако в современных городах ситуация радикально изменилась. Родители, опасаясь за безопасность своих чад, стараются минимизировать их самостоятельную активность во дворах. Кроме того, на детскую субкультуру активно воздействуют гаджеты и другие атрибуты взрослой жизни.

В итоге резко сокращается живое общение детей со сверстниками, их досуговая деятельность оказывается чрезмерно структурирована и регламентирована взрослыми. Даже игровые площадки, по наблюдениям ученого, все чаще превращаются в скучные тренажеры, мало напоминая пространство для свободных развивающих игр.

«Современные дети играют не меньше своих предшественников, — констатирует Савенков. — Но их игры сильно изменились и стали мало похожи на те, в которые играли мы сами в детстве». При этом многие взрослые ошибочно полагают, будто дети вообще перестали играть, что негативно скажется на их развитии.

Однако реальная проблема, по мнению исследователя, заключается в другом — в постепенной деформации и вырождении уникального социокультурного феномена под названием «детская субкультура». А вместе с ней утрачивается воспитательный и развивающий потенциал детских игр и неформального общения.

В своей работе, представленной на международной конференции «Координаты современной урбанистики: поворот к гуманизму», Александр Савенков сформулировал конкретные критерии для оценки эффективности игровых площадок и оборудования с точки зрения социализирующего воздействия. В их числе соответствие возрастным особенностям и менталитету детей, развивающий характер, ориентация на коммуникацию и сотрудничество. Применение таких критериев поможет сделать городскую среду более комфортной для формирования подрастающих поколений.

Несмотря на эти изменения, дворовая субкультура продолжает играть важную роль в развитии и социализации детей, помогая им интегрироваться в сообщество и удовлетворять их потребности в признании и социальной идентификации. Ключевые элементы этой субкультуры, включая игры, лексику и юмор, хоть и претерпели изменения, по-прежнему остаются важными для детского восприятия мира.

Подводя итоги, Савенков призывает кардинально пересмотреть сложившиеся в мегаполисах подходы, чтобы вернуть детям возможности для самостоятельной творческой активности и неформального общения во дворах. Это необходимо для возрождения уникальной отечественной традиции детской субкультуры, реализации ее колоссального развивающего и воспитательного потенциала.

Ученый задает ориентиры для изучения проблем современного детства и поиска оптимальной образовательной политики в условиях урбанизации. Оно значительно продвигает комплексные междисциплинарные подходы в сфере воспитания и развития личности ребенка. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Московский городской педагогический университет (МГПУ) — лидирующий государственный педагогический университет в России по качеству приема студентов. В структуру МГПУ входят все уровни образования. Тут готовят не только педагогов, психологов, филологов и переводчиков, но и специалистов по STEM, биологов, юристов, дизайнеров, тренеров. В университете, входящем в программу «Приоритет-2030», ведутся исследования в области цифровой дидактики и использования искусственного интеллекта в образовании, экологии, урбанистики и соучаствующего проектирования, педагогики и психологии, физиологии, нутрициологии и мотивации, функциональной грамотности и развития одаренности.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 12:57
НИТУ МИСИС

Российские ученые доказали, что отходы металлургического производства — доменный шлам и конвертерный шлак — можно эффективно использовать в качестве удобрений. Исследования показали, что урожайность зерновых культур повысилась более чем на 30 процентов, при этом качество зерна осталось на высоком уровне.

Вчера, 14:53
Юлия Трепалина

В свежем исследовании международная группа ученых проследила за потреблением антибиотиков в мире с 2016 по 2023 год. Особое внимание специалисты уделили динамике во время коронавирусной пандемии. Хотя в этот промежуток наблюдалось некоторое снижение, статистика за все семь лет говорит о 20-процентном росте потребления антибиотиков. Также исследователи предупредили о риске еще более резкого подъема в ближайшие годы.

Вчера, 12:07
Сколтех

Группа исследователей из Сколтеха, Томского политехнического университета и других научных организаций России и Китая использовали метод плазмодинамического синтеза для получения высокоэнтропийного карбида — соединения титана, циркония, ниобия, гафния, тантала с углеродом — и карбонитрида — твердого раствора, образованного карбидами и нитридами используемых переходных металлов — в форме нанопорошков и покрытий. Новая технология обеспечивает простой и универсальный способ получения высокоэнтропийных материалов, которые находят свое применение в защитных покрытиях, ядерной энергетике, литий-ионных аккумуляторах, катализаторах и микроэлектронике.

16 ноября
Evgenia

Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.

15 ноября
Елизавета Александрова

Принято считать, что естественный спутник Земли возник в результате ее столкновения с другой планетой, но к этой версии есть вопросы. Теперь ученые предложили рассмотреть сценарий возможного захвата Луны притяжением Земли из пролетавшей мимо двойной системы.

Позавчера, 14:21
Юлия Трепалина

Ученые из Аргентины в серии экспериментов проследили за поведением домашних собак во время разногласий между членами семьи и выявили у четвероногих питомцев ряд характерных реакций на конфликт.

30 октября
Елизавета Александрова

Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.

16 ноября
Evgenia

Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.

31 октября
Татьяна

Органические молекулы с пи-связью образуют очень устойчивые геометрии, которые не любят нарушаться. В 1924 году немецкий химик Юлиус Бредт сформулировал соответствующий запрет, вошедший в учебники химии. Тем не менее это в некоторых случаях возможно. В новой работе американские исследователи представили несколько «антибредтовских» соединений из класса олефинов.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно