• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
01.12.2023, 14:56
МГПУ
776

Ученый МГПУ узнал, как урбанизация повлияла на детскую субкультуру

❋ 4.4

Детская субкультура, включающая разнообразные игры, фольклор, особые нормы и правила поведения, традиционно формировалась во дворах. Но в условиях современных мегаполисов ее естественное развитие существенно осложнено. К таким выводам пришел доктор педагогических и психологических наук, профессор Александр Савенков из Московского городского педагогического университета. Опираясь на богатый фактический материал, ученый проследил эволюцию детской субкультуры от эпохи «дикого капитализма» до наших дней.

Советские дети играют во дворе
Советские дети играют во дворе / © Getty images / Автор: Godefridus Victorinus

Это исследование представляет собой уникальное окно в мир детства, демонстрирующее, как исторические и социальные изменения влияют на формирование детской субкультуры в городских условиях.

Анализ показал, что в прошлом дворовые сообщества детей разных возрастов играли ключевую роль в социализации подрастающего поколения. Они помогали усваивать жизненные нормы в непринужденной обстановке, вырабатывать стрессоустойчивость и формировать самоидентичность.

Проанализировав историю и развитие детской дворовой субкультуры, Савенков показал, как она претерпевала изменения, особенно в свете массового переезда жителей из сельской местности в города, начиная с 1950-х годов в России. Эти перемены привнесли особенности сельской жизни в городскую среду.

Однако в современных городах ситуация радикально изменилась. Родители, опасаясь за безопасность своих чад, стараются минимизировать их самостоятельную активность во дворах. Кроме того, на детскую субкультуру активно воздействуют гаджеты и другие атрибуты взрослой жизни.

В итоге резко сокращается живое общение детей со сверстниками, их досуговая деятельность оказывается чрезмерно структурирована и регламентирована взрослыми. Даже игровые площадки, по наблюдениям ученого, все чаще превращаются в скучные тренажеры, мало напоминая пространство для свободных развивающих игр.

«Современные дети играют не меньше своих предшественников, — констатирует Савенков. — Но их игры сильно изменились и стали мало похожи на те, в которые играли мы сами в детстве». При этом многие взрослые ошибочно полагают, будто дети вообще перестали играть, что негативно скажется на их развитии.

Однако реальная проблема, по мнению исследователя, заключается в другом — в постепенной деформации и вырождении уникального социокультурного феномена под названием «детская субкультура». А вместе с ней утрачивается воспитательный и развивающий потенциал детских игр и неформального общения.

В своей работе, представленной на международной конференции «Координаты современной урбанистики: поворот к гуманизму», Александр Савенков сформулировал конкретные критерии для оценки эффективности игровых площадок и оборудования с точки зрения социализирующего воздействия. В их числе соответствие возрастным особенностям и менталитету детей, развивающий характер, ориентация на коммуникацию и сотрудничество. Применение таких критериев поможет сделать городскую среду более комфортной для формирования подрастающих поколений.

Несмотря на эти изменения, дворовая субкультура продолжает играть важную роль в развитии и социализации детей, помогая им интегрироваться в сообщество и удовлетворять их потребности в признании и социальной идентификации. Ключевые элементы этой субкультуры, включая игры, лексику и юмор, хоть и претерпели изменения, по-прежнему остаются важными для детского восприятия мира.

Подводя итоги, Савенков призывает кардинально пересмотреть сложившиеся в мегаполисах подходы, чтобы вернуть детям возможности для самостоятельной творческой активности и неформального общения во дворах. Это необходимо для возрождения уникальной отечественной традиции детской субкультуры, реализации ее колоссального развивающего и воспитательного потенциала.

Ученый задает ориентиры для изучения проблем современного детства и поиска оптимальной образовательной политики в условиях урбанизации. Оно значительно продвигает комплексные междисциплинарные подходы в сфере воспитания и развития личности ребенка. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Московский городской педагогический университет (МГПУ) — лидирующий государственный педагогический университет в России по качеству приема студентов. В структуру МГПУ входят все уровни образования. Тут готовят не только педагогов, психологов, филологов и переводчиков, но и специалистов по STEM, биологов, юристов, дизайнеров, тренеров. В университете, входящем в программу «Приоритет-2030», ведутся исследования в области цифровой дидактики и использования искусственного интеллекта в образовании, экологии, урбанистики и соучаствующего проектирования, педагогики и психологии, физиологии, нутрициологии и мотивации, функциональной грамотности и развития одаренности.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
1 ноября, 08:50
Любовь С.

Обитающий в полярных районах Северного полушария гренландский кит (Balaena mysticetus) живет более двух столетий и почти не болеет раком. Секрет его долголетия оказался скрыт в клетках соединительной ткани, ответственной за заживление ран: при пониженной температуре в них активируется особый белок, усиливающий восстановление поврежденной ДНК.

1 ноября, 14:20
Игорь Байдов

Международная группа ученых провела необычный эксперимент. Исследователи взяли образцы фекалий у детей с разными типами темперамента и пересадили их крысам. После этого животные начали вести себя по-разному: те, кто получил микробиоту от активных детей, стали смелее и больше исследовали новое пространство. Это открытие намекает на то, что бактерии, живущие в кишечнике с детства, в какой-то мере способны влиять на формирование личности.

1 ноября, 10:14
Максим

Международная команда ученых обнаружила в море Уэдделла ранее неизвестное место массового гнездования антарктических рыб Lindbergichthys nudifrons. Океанологи зафиксировали скопления более тысячи ухоженных гнезд, расположенных по сложным геометрическим узорам. Коллективное расселение помогает рыбам защищаться от хищников.

1 ноября, 08:50
Любовь С.

Обитающий в полярных районах Северного полушария гренландский кит (Balaena mysticetus) живет более двух столетий и почти не болеет раком. Секрет его долголетия оказался скрыт в клетках соединительной ткани, ответственной за заживление ран: при пониженной температуре в них активируется особый белок, усиливающий восстановление поврежденной ДНК.

29 октября, 09:27
Полина Меньшова

Владельцы домашних животных нередко «очеловечивают» их и окружают заботой так же, как маленьких детей. Кажется, что такое внимание должно помочь питомцам прожить долгую счастливую жизнь и уберечь их от болезней, однако ученые заметили противоположный эффект. Его в новой книге описала международная команда ветеринаров.

1 ноября, 14:20
Игорь Байдов

Международная группа ученых провела необычный эксперимент. Исследователи взяли образцы фекалий у детей с разными типами темперамента и пересадили их крысам. После этого животные начали вести себя по-разному: те, кто получил микробиоту от активных детей, стали смелее и больше исследовали новое пространство. Это открытие намекает на то, что бактерии, живущие в кишечнике с детства, в какой-то мере способны влиять на формирование личности.

25 октября, 10:40
Любовь С.

Проанализировав данные наблюдений, полученных с помощью наземных обсерваторий за последние два десятилетия, астрономы обнаружили потенциально обитаемый мир — суперземлю Gliese 251 c (GJ 251 с). Планета обращается вокруг красного карлика на расстоянии около 18 световых лет от Земли и считается одним из самых перспективных кандидатов для поисков жизни.

13 октября, 11:10
Илья Гриднев

Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.

24 октября, 14:02
РТУ МИРЭА

В современном доме, насыщенном разнообразной техникой, удлинители стали незаменимым атрибутом, позволяющим обеспечить электропитанием все необходимые устройства. Однако мало кто задумывается, что привычное использование этого аксессуара может нести серьезную угрозу безопасности. По статистике, значительная часть бытовых пожаров происходит из-за неправильной эксплуатации электропроводки и вспомогательных устройств. Какие приборы категорически нельзя подключать через удлинители и почему это может привести к трагическим последствиям, рассказывает профессор кафедры наноэлектроники РТУ МИРЭА, доктор физико-математических наук Алексей Юрасов.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно