• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
20 марта, 11:00
НИУ ВШЭ
352

Российские ученые выяснили, какие фразы труднее всего даются младшим школьникам

❋ 4.5

Психолингвисты Центра языка и мозга НИУ ВШЭ сравнили восприятие разных грамматических конструкций у младших школьников и взрослых. Эксперимент показал, что стратегии понимания сложных синтаксических конструкций формируются годами, а переход к взрослым механизмам восприятия текста происходит в конце начальной школы.

В НИУ ВШЭ выяснили, какие фразы труднее всего даются младшим школьникам / © National Cancer Institute, unsplash.com

Исследование опубликовано в журнале Rhema.Рема. Чтобы понимать текст, недостаточно просто знать слова — важно разбираться в сложном синтаксисе предложения. Дети, которые только учатся этому, могут воспринимать предложения иначе, чем взрослые. Одни конструкции они понимают легко, а в других могут путаться. Лингвисты из НИУ ВШЭ решили выяснить, какие языковые конструкции дети понимают лучше, как их восприятие меняется с возрастом и чем оно отличается от взрослого восприятия.

В ходе эксперимента ученикам 1–4-го классов зачитывали сложные предложения разных типов: со сравнениями, описаниями пространства, временными зависимостями и  причастными оборотами. После каждого предложения детям задавали вопрос о его содержании с двумя вариантами ответа. В исследовании приняли участие 145 школьников. Чтобы выявить различия, ученые также сравнили их ответы с результатами аналогичного теста для взрослых.

Исследование показало, что дети легко понимают предложения, в которых одно событие следует за другим, например: «Перед тем как папа вернулся домой, мама ушла в парк». В таких заданиях их результаты практически не отличались от результатов взрослых. Однако сравнительные конструкции, где нужно выстроить последовательность признаков, уже давались сложнее. Например, в предложении «Михаил старше Николая, но младше Ефрема» первоклассники чаще допускали ошибки.

«Мы видим, как с возрастом дети переходят от одной стратегии понимания предложений к другой, — комментирует стажер-исследователь Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Полина Пилипец. — Чем старше школьник, тем больше он знает о том, какие конструкции типичны для русского языка, и тем легче ему запоминать информацию из предложения».

Самый интересный результат был связан с конструкциями с ранним и поздним закрытием — типами синтаксических структур, где перед причастным оборотом стоят два существительных, одно из которых в родительном падеже. Если оборот относится к первому существительному, речь идет о раннем закрытии, а если ко второму — о позднем. Когда человек слышит фразу, он стремится как можно быстрее определить, какие слова связаны друг с другом. Однако в некоторых случаях такая связь остается неочевидной до конца предложения, и мозгу приходится выбирать между несколькими вариантами интерпретации.

Пример такой конструкции — предложение «В штаб доложили о командире солдата, исполнявшем приказ». Здесь причастный оборот «исполнявшем приказ» по смыслу может относиться как к «командиру» (раннее закрытие), так и к «солдату» (позднее закрытие), только по окончанию причастия можно понять, что речь идет именно о командире. Исследования, проведенные на материале разных языков, показывают, что предпочтение одного из вариантов зависит от языковой системы. В русском языке чаще встречается раннее закрытие, но оно сложнее для восприятия, так как связанные слова находятся дальше друг от друга.

Эксперимент показал, что взрослые чаще интерпретируют подобные предложения в пользу раннего закрытия (то есть считают, что приказ исполнял командир), тогда как младшие школьники склонны выбирать позднее закрытие (приписывают действие солдату). Чем младше дети, тем чаще они выбирают второй вариант. К 4-му классу большинство уже начинают воспринимать фразу как взрослые. Исследователи объясняют это тем, что, когда причастный оборот связан с дальним словом, ребенку нужно запомнить больше информации, чтобы правильно понять фразу.

«Обычно кажется, что речь — это в первую очередь слова, но на самом деле синтаксис и привычность той или иной конструкции значительно влияют на понимание предложения, — рассказывает младший научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Владислава Староверова. — Наше исследование показывает, что стратегии понимания сложных синтаксических конструкций формируются годами и ближе к концу начальной школы происходит переход к взрослым механизмам восприятия текста».

Исследователи считают, что данные помогут в разработке тестов для оценки понимания сложных синтаксических конструкций у школьников. Их смогут использовать логопеды и учителя, чтобы вовремя отслеживать и исправлять возможные трудности в понимании языка.

Исследование выполнено в рамках реализации проекта «Центры превосходства НИУ ВШЭ».

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — один из крупнейших и самых востребованных вузов России. В университете учится 54 тысячи студентов и работает почти 4,5 тысячи учёных и преподавателей. НИУ ВШЭ ведёт фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также креативных индустрий. В университете действуют 47 центров превосходства, или международных лабораторий. Вышка объединяет ведущих мировых исследователей в области изучения мозга, нейротехнологий, биоинформатики и искусственного интеллекта. Университет входит в первую группу программы «Приоритет-2030» в направлении «Исследовательское лидерство». Кампусы НИУ ВШЭ расположены в четырех городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, а также в цифровом пространстве — «Вышка Онлайн».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

8 декабря, 10:59
НИУ ВШЭ

Команда психолингвистов Центра языка и мозга НИУ ВШЭ обнаружила, что у подростков в возрасте 15–18 лет навыки фонологической обработки продолжают влиять на скорость чтения текстов. Это открытие опровергает убеждение, что к подростковому возрасту эти навыки уже не играют значимой роли в беглости чтения.

8 декабря, 13:38
Александр Березин

Новые материалы позволяют построить атомные реакторы и для полетов в космос, и для получения зеленой и более дешевой электроэнергии на Земле. Технологии, лежащие в основе их создания, помогают даже выращивать биологические ткани для замены поврежденных. Мы поговорили обо всем этом с научным руководителем направления «Материалы и технологии» Госкорпорации «Росатом», первым заместителем директора частного учреждения «Наука и инновации» Алексеем Дубом.

8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

6 декабря, 17:02
Максим Абдулаев

Зоологи из Университета Нового Южного Уэльса выяснили, что слоны Ботсваны реагируют на жужжание пчел гораздо спокойнее, чем их сородичи в Восточной Африке. Это открытие осложняет внедрение экологичных методов защиты урожая: то, что пугает животных в Кении, здесь может не сработать.

8 декабря, 10:59
НИУ ВШЭ

Команда психолингвистов Центра языка и мозга НИУ ВШЭ обнаружила, что у подростков в возрасте 15–18 лет навыки фонологической обработки продолжают влиять на скорость чтения текстов. Это открытие опровергает убеждение, что к подростковому возрасту эти навыки уже не играют значимой роли в беглости чтения.

29 ноября, 12:42
Александр Березин

Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?

27 ноября, 20:20
Максим Абдулаев

Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.

8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно