Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Спасительное надувательство: история создания российской подушки безопасности
Подмосковный Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения Госкорпорации Ростех можно назвать первопроходцем в создании отечественной автомобильной подушки безопасности. 25 лет назад институт зарегистрировал первый российский патент на разработку. Об истории изобретения рассказали эксперты предприятия.
От Хетрика до Брида
История создания подушки безопасности насчитывает не одно десятилетие. О чем-то подобном конструкторы начали думать еще до Второй мировой войны. Правда, это были лишь поверхностные разработки, так и не воплощенные в жизнь. А потом по известным причинам стало и вовсе не до этого.
В итоге первая подушка безопасности появилась позже. Авторами изобретения стали два инженера, которые работали независимо друг от друга. 18 августа 1953 года патент на систему, способную защитить человека от удара о твердые предметы салона автомобиля во время аварии, был выдан американцу Джону Хетрику, а 12 ноября этого же года другой патент получил немец Вальтер Линдерер.
Но дальше чертежей и опытных разработок ни у того, ни у другого конструктора дело не пошло. Обе подушки безопасности, представлявшие собой мешки из плотной материи, наполнялась сжатым воздухом через клапаны по команде электроники. Причем наполнялись они слишком медленно – это значительно увеличивало вероятность получения человеком травмы. Устройства сочли неэффективными, но работы в этом направлении продолжались.
В 1963 году японский изобретатель Ясузобуро Кобори создал конструкцию, которая практически мгновенно надувала воздушный мешок. Для этого использовался пиропатрон, выделяющий при срабатывании мощный поток газов. Конструкция получилась простой и эффективной, доказав тем самым право на существование. Именно она используется в современных подушках.
Спустя четыре года после изобретения японца американец Аллен Брид создал основной компонент для срабатывания воздушных мешков – шариковый сенсор. При столкновении шарик по инерции перемещался, замыкал электрические контакты, и подушка «выстреливала». В начале 1970-х годов с конвейеров заводов Ford стали сходить первые автомобили, оснащенные подушками безопасности (правда, это были лишь экспериментальные образцы). При столкновении в специальном баллончике происходила химическая реакция, и нейлоновый мешок мгновенно наполнялся газом, который затем постепенно стравливался через небольшие отверстия.
В США подушки безопасности воспринимались как альтернатива ремням, в связи с чем увеличивалось число случаев, когда срабатывание подушки становилось причиной гибели человека. В основном это происходило из-за сильного удара от срабатывания подушки, когда при езде с не пристегнутым ремнем тело водителя или пассажира успевало податься вперед. Поэтому более поздние подушки стали раскрываться с меньшей энергией.
В 1980 году «воздушный мешок» пришел в Европу – Mercedes-Benz оснастили революционной по тем временам подушкой безопасности модель S-класса. В чем была революционность? В том, что при аварии сначала затягивались ремни безопасности и только после этого развертывалась подушка, которая в итоге позиционировалась не как альтернатива ремням, а как способ дополнительной защиты водителя и пассажиров.
В поисках перспективного проекта
В Центральном научно-исследовательском институте точного машиностроения работы по созданию подушки безопасности велись под руководством Юрия Филиппова с начала 1980-х годов и подтверждены авторскими свидетельствами. Сначала речь шла о защитных надувных экранах для сидящих сзади пассажиров правительственных автомобилей. Зарегистрированное в 1984 году в Государственном реестре изобретений Союза ССР изобретение называлось «Гибкая оградительная оболочка для пользователей пассажирским транспортом».
«Задача обезопасить высокопоставленных пассажиров при авариях поступила в институт из Гаража особого назначения в конце 1980 года, после того, как в автокатастрофе погиб кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, Первый секретарь ЦК КП Белоруссии Петр Машеров, – вспоминает эксперт Ростеха, начальник лаборатории Центрального научно-исследовательского института точного машиностроения (ЦНИИТОЧМАШ) Сергей Матвейкин. – Работы мы вели совместно с научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом».
Оболочка (по сути – экран) включала в себя две пневмокамеры, одна из которых, камера высокого давления, была секционной и связывалась с источником сжатого газа, а другая, камера низкого давления, сообщалась с атмосферой через клапаны одностороннего действия и располагалась в зоне головы. При поступлении в случае аварии электрического сигнала на вспомогательное устройство газогенератора образовывался газ, который сначала поступал в нижнюю часть камеры высокого давления, с которой взаимодействовали колени пассажира.
Далее газ поступал в верхнюю часть камеры высокого давления. Заполняясь газом, камера высокого давления распрямлялась в горизонтальном и вертикальном положениях и, образуя каркас, натягивала перед пассажиром полотнище. При этом воздух из салона автомобиля поступал в камеру низкого давления.
«Общий надуваемый объем составлял 120-150 литров, – продолжает эксперт Ростеха. – Дошли до экспериментальных образцов. Но в итоге дальнейшую работу над проектом посчитали нецелесообразной. При срабатывании экрана раздавался сильный шум, сам же заполненный газом экран получался достаточно громоздким. А тут прошла информация, что за границей разрабатываются компактные подушки безопасности».
И после серии испытаний экранов мы переключили свое внимание на эти, как оказалось, более перспективные изделия. Для начала решили создать подушку для рулевого колеса. Занимались непосредственно ее конструкцией и разработкой газогенератора. Соответствующий пиротехнический состав для газогенератора готовили в Загорском (ныне – Сергиев Посад) научно-исследовательском институте прикладной химии, а прорезиненную ткань для подушки поставлял Уфимский завод резинотехнических изделий».
Точку поставила перестройка
Подушка безопасности способна выполнить свои функции только в том случае, если во время удержания пользователя она по жесткости не напоминает футбольный мяч, а при ударе автомобиля плавно затормаживает водителя или пассажира, поглощая их энергию движения. Такое действие осуществляется за счет выпуска воздушно-газовой смеси из подушки через специальные клапаны.
К тому времени – начало-середина 1990-х годов – в ряде западных образцов использовались закрывающие отверстия клапаны, которые при повышении давления в подушке за счет воздействия на нее пассажира или избытка газа отрывались, выпуская газ в атмосферу. Получается, что газ из подушки выходил даже тогда, когда на нее не воздействовал пользователь, что могло привести к серьезной травме при повторных ударах.
Не исключался и такой вариант: если авария не произошла, а подушка по какой-либо причине сработала, и клапаны не оторвались, то раскрывшаяся подушка ограничивала водителю обзор дороги, что могло привести к серьезному дорожно-транспортному происшествию.
Конструкторы ЦНИИТОЧМАШ в качестве прототипа для изобретения выбрали техническое решение, в котором стравливающие отверстия в подушке закрывались закрепленными на полотнище тонкими резиновыми пластинками с отверстиями. При повышении давления в подушке пластинки растягивались, отверстия в них увеличивались, и газ выходил из подушки. Но конструкция не позволяла удерживать газ в подушке при отсутствии воздействия со стороны пассажира. Кроме того, отверстия в пластинах не обладали способностью регулировать выход газа в зависимости от величины давления в подушке.
Для улучшения конструкции были использованы, перекрывающие отверстия, тонкие прямоугольные резиновые пластины, закрепленные на полотнище короткими сторонами. Половина пластин была шире диаметра отверстий, а другая половина – уже.
На рисунке 4 – клапан в закрытом положении, не перекрывающий отверстие; на рисунке 5 – клапан при выпуске воздушно-газовой смеси из подушки при воздействии на нее пользователя / ©Пресс-служба Ростеха
При повышении давления в подушке после срабатывания за счет воздействия на нее пользователя все клапаны выворачивались и позволяли газовой смеси выходить с различной интенсивностью в зависимости от массы пользователя, производительности газогенератора и так далее. Как только давление газа в подушке снижалось до заданного значения, некоторые клапаны вновь закрывались. То есть подушка была способна защитить пассажира при повторных ударах. При случайном разворачивании подушки газовая смесь в течение определенного времени выходила через клапаны, перекрытые пластинами не полностью, и подушка сдувалась, не препятствуя обзору водителя.
Заключив договор с Волжским автозаводом, институт провел несколько сотен испытаний разрабатываемого образца – причем не только на жигулях (ВАЗ-2109, «Нива»), но и на волгах и ГАЗах. В результате подушка безопасности практически дошла до этапа постановки на производство. В «боевое» состояние она приводилась за доли секунды. При столкновении автомобиля с препятствием сигнал от электронных датчиков подавался на электронный блок, дававший команду на срабатывание пиротехнического генератора, также разработанного в ЦНИИТОЧМАШ.
Генератор, в свою очередь, наполнял подушку газом, который благодаря специальному фильтру из металлокерамики был намного чище зарубежных аналогов. Причем газ наполнял не всю подушку, а несколько ее сегментов, в остальные же подсасывался воздух из салона. Проще говоря, подушка была двухконтурная. Кроме подушки безопасности в институте были разработаны и испытаны устройства аварийного натяжения ремней безопасности. Команду на срабатывание натяжителя ремня давал все тот же электронный блок.
Оснастить отечественный автопром созданными в ЦНИИТОЧМАШ подушками безопасности помешала перестройка. Министерство оборонной промышленности СССР из-за ухудшения в стране экономической ситуации перестало финансировать проект. АвтоВАЗ же поначалу проявил заинтересованность в продолжении сотрудничества с ЦНИИТОЧМАШ, но дальше слов дело не пошло – Волжский автогигант сделал ставку на зарубежных производителей элементов пассивной безопасности автомобилей. «Но мы не ставим крест на данном направлении, – отмечает Сергей Матвейкин. – У Ростеха сегодня есть все нужные компетенции и специалисты в этой сфере. Мы готовы оперативно развернуть производство российских подушек безопасности».
Космический телескоп «Гайя» позволил оценить скорость движения рекордного количества звезд в Млечном Пути, и новые данные оказались крайне неожиданными. Дело не только в том, что его масса упала во много раз: стало ясно, что сама структура Галактики не такая, как думали раньше.
Черепно-лицевые аномалии — одни из наиболее частых врожденных дефектов во всем мире. В качестве причин называют вещества в лекарствах, предметах домашнего обихода и окружающей среде. Как оказалось, они влияют на развитие эмбрионов рыбок данио-рерио. По словам ученых, это поможет понять, как происходит внутриутробное развитие черт лица человека.
К неожиданным прорывам в науке могут привести даже пустяковые вещи вроде чаинок в чашке. Парадокс чайного листа только на первый взгляд кажется неважным, но в свое время им заинтересовался Альберт Эйнштейн. Решение парадокса ученый представил на одной из конференций, чем вызвал ажиотаж у академической публики. Докладу немецкого физика уже почти 100 лет, а самому парадоксу — гораздо больше, но исследователи во всем мире продолжают использовать его в своих работах. Например, недавно китайские ученые применили его для изучения концентрации веществ в наножидкостях.
Космический телескоп «Гайя» позволил оценить скорость движения рекордного количества звезд в Млечном Пути, и новые данные оказались крайне неожиданными. Дело не только в том, что его масса упала во много раз: стало ясно, что сама структура Галактики не такая, как думали раньше.
Ученые применили современные методы, такие как микрокомпьютерная томография, получили сотни рентгеновских изображений и создали 3D-модель. Все для того, чтобы обнаружить следы опухоли во внутренней части черепа человека, жившего в середине IV века нашей эры. Это самый ранний случай менингиомы на Пиренейском полуострове — из тех, что известны науке.
Переход к паразитизму вызывает характерные изменения у самых разных существ. Авторы нового исследования узнали, как он повлиял на геномы растений, ставших «настолько паразитическими», что от них остался только клубень-химера с грибовидными соцветиями.
Вопреки предсказаниям, кислород-28 оказался крайне неустойчивым. Физики не успели даже зарегистрировать такие ядра, хотя теоретически они должны быть дважды магическими, а значит — особенно стабильными.
Тотальная память — плохо для мозга. Чтобы детально запомнить событие, стоит о нем вспоминать как можно реже. Чем больше вы знаете по теме, тем больше новой информации вы запомните. Но если информации будет слишком много, то не вся она будет зафиксирована в мозге. Naked Science разбирается, как сегодня ученые, нейробиологи и психологи объясняют способности нашего мозга запоминать и учиться.
Американский поэт и литературный критик Адам Кирш в эссе, опубликованном в The Guardian, рассуждает о том, как новые представления о возможностях животного разума меняют нас самих.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии