Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
15 ноября
НИУ ВШЭ
17 041

Мало этого, в наше время эти засухи стали и более суровыми. К такому мнению пришли исследователи факультета географии и геоинформационных технологий Высшей школы экономики и Института географии РАН. Изучить климатическое прошлое поволжского региона помогли годичные кольца сосны.

Российские ученые пришли к выводу, что в XX–XXI веках в Поволжье было в два раза меньше засух, чем в XIX веке / ©Getty images

Результаты исследования опубликованы в журнале Dendrochronologia. На прирост древесины влияют физико-географическое положение территории, на которой они растут, биохимические циклы растений, генетические особенности вида и другие факторы. В северных районах северного полушария на прирост сосны обыкновенной воздействуют температуры в период ее роста и развития, а в южных — режим увлажнения.

Поволжье лежит в умеренном климатическом поясе, поэтому для него сложно выделить ключевой фактор, определяющий прирост. Однако ученым из Института географии РАН и факультета географии и геоинформационных технологий ВШЭ удалось установить, как менялись на протяжении столетий климатические условия в регионе.

Исследователи изучили 16 древесно-кольцевых хронологий — рядов прироста годичных колец сосны — из разных районов Среднего Поволжья: бореальных лесов на севере, смешанных лесов в центре и лесостепи на юге. Для каждой хронологии ученые соотнесли ширину годичных колец с температурой, осадками и индексами засушливости в регионе за текущий и предыдущий год.

Оказалось, что южные хронологии более чувствительны ко всем названным метеопараметрам из-за того, что сосны растут на границе ареала — на пределе своих возможностей. Хвойные породы в центре и на севере Средней Волги, в отличие от древостоев на юге, растут в оптимальных для себя условиях.

Реконструировать климатическую историю региона получилось с помощью метода дендрохронологии, основанного на изучении параметров годичных колец деревьев. Благодаря проведенному анализу ученые смогли восстановить климатическую картину Поволжья с 1830 по 2014 год.

Засушливых лет в XIX веке было больше, чем в XX и XXI (14 против 7 и 1 соответственно), однако суровость засух в XX–XXI столетиях была выше. Ученые сравнили полученные результаты с данными исторических архивов и выяснили, что определяющее влияние на рост сосны оказывали засухи в начале лета.

«Продлить данные наблюдений с помощью древесных колец можно с точностью до года. Одно годичное кольцо показывает изменения, произошедшие с деревом за год. Когда мы берем ширину кольца и соотносим ее, например, с температурой, получается обнаружить связь этих величин в пределах одного года. Сейчас нам удалось получить данные о засухах в регионе продолжительностью почти в два столетия. Чтобы проследить изменения климата в масштабах планеты, надо получить аналогичные реконструкции из других регионов», — отмечает Вероника Кузнецова, научный сотрудник Института географии РАН.

«Наши коллеги-дендрохронологи работали в Поволжье и раньше, но решали другие задачи. Это исследование — часть наших многолетних масштабных работ по реконструкции климата прошлого Русской равнины. Мы работали в шести регионах Поволжья, обследовали площадь 500 на 500 км, — комментирует результаты исследования научный руководитель факультета географии и геоинформационных технологий ВШЭ Ольга Соломина.

— В лаборатории дендрохронологии Института географии РАН есть образцы древесины, отобранные из архитектурных объектов, а значит, в будущем мы сможем продлить реконструкцию еще на несколько столетий назад и расширить наши представления об изменениях климата в этом районе».