Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Психологи МГППУ узнали, с какого возраста ребенок понимает чувства других людей
Исследователи из МГППУ, изучая вопрос понимания дошкольниками эмоциональных состояний другого человека, узнали, что большинство детей начинают ориентироваться на них только в возрасте пяти лет, но еще не используют внешние проявления эмоций другого, чтобы понять смысл происходящего. Только к концу дошкольного возраста некоторые дети начинают определять смысл происходящего на основе эмоций других людей.
В исследовании участвовали 99 детей дошкольного возраста: 14 детей 3-4 лет, 24 ребенка 4-5 лет, 32 ребенка 5-6 лет и 29 детей 6-7 лет. Чтобы узнать, в каком возрасте дети начинают самостоятельно обращать внимание на эмоции других людей, была использована методика «Классификация по разным основаниям». Детям показали восемь картинок с лицами мальчиков и девочек, которые были грустными или веселыми.
Некоторые картинки были на голубом фоне, а другие — на зеленом. Детям нужно было разложить картинки по группам. Однако основания для классификации взрослый им не давал. Дети сами их определяли и могли разложить картинки по группам: девочки-мальчики, зеленый-синий, грустный-веселый. Методика «Противоречивые ситуации», также используемая в исследовании, была направлена на выявление возможностей детей не только понимать эмоциональное состояние другого по внешним проявлениям, но и использовать эти «знания» для ориентировки в происходящем. Детям предлагались девять картинок.
На трех картинках набора были изображены реальные ситуации, а на шести — нереальные ситуации («нелепицы»). На трех картинках-нелепицах были изображены предметы или события, противоречащие друг другу (например, цветы, растущие зимой), а на других трех — дети, чьи эмоциональные переживания противоречили ситуации (например, девочка смеется на пожаре). Детям предлагалось определить, какие ситуации, изображенные на картинках, могут встречаться в жизни, а какие нет. Результаты исследования опубликованы в журнале «Вестник практической психологии образования».
Исследование показало, что разные приемы развития у детей понимания эмоциональных состояний других людей по-разному влияют на их взаимодействие со сверстниками.. Эксперимент проводился с двумя группами детей. В первой группе детей знакомили с эмоциями через выразительное чтение, проигрывание ситуаций и обсуждение эмоций персонажей. Во второй группе дети моделировали ситуации с помощью заместителей эмоций, но взрослый не требовал от них словесного обозначения или понимания эмоций.
До и после эксперимента исследователи наблюдали за детьми в трех разных ситуациях:
1) Когда взрослый указывал детям, как правильно себя вести в конфликтах со сверстниками.
2) Когда дети знали, что взрослый наблюдает за ними, но он не вмешивался в их взаимодействие.
3) Когда дети не знали, что за ними наблюдают.
В результате наблюдений было выявлено, сколько детей в большинстве случаев проявляли просоциальное поведение (помощь, защита, утешение, уступчивость и так далее), что говорит о том, что они учитывают эмоциональное состояние других людей.
«Первое, что привлекает внимание при рассмотрении результатов — почти половина детей, которые могут понимать эмоции других людей и помогать им, не показывают эти способности, когда рядом есть взрослый, — отмечает Валентина Сергеевна Масалова, старший преподаватель факультета «Психология образования» Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ). — Это противоположно тому, что думали раньше — дети не всегда используют свои знания о правильном поведении в реальной ситуации, даже если они с радостью говорят об этом со взрослым».
«Второе, что мы замечаем при анализе результатов, это то, что дети шестого года жизни, которые имели опыт работы с заместителями эмоций (это вторая экспериментальная группа), лучше умеют учитывать эмоциональное состояние других, чем дети, которые имели только опыт ознакомления с эмоциями, — рассказывает Елена Константиновна Ягловская, кандидат психологических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета «Психология образования» МГППУ. — Но это не значит, что традиционные способы развития эмоций у детей не нужны. Просто возникает вопрос, насколько они подходят для разных возрастов детей».
Исходя из работ советского психолога Александра Владимировича Запорожца, можно предположить, что традиционные способы развития эмоций у детей будут более эффективны в младшем возрасте, когда дети только начинают узнавать о разных эмоциях. Однако, начиная с 5-6 лет, при решении задач, связанных с эмоциональным и социальным развитием, нужно использовать не только способы ознакомления с эмоциями, но и моделирование ситуаций.
Исследования показывают, что только к седьмому году жизни большинство детей начинают использовать понимание эмоциональных состояний другого для решения проблем. Это подтверждает идею А. В. Запорожца о том, что эмоции других людей помогают детям ориентироваться в мире. Если не учитывать возрастные особенности в восприятии эмоций, можно неправильно оценить социальное и эмоциональное развитие ребенка и его поддержка будет не эффективна.
Если мы просто знакомим детей с эмоциями, но не даем им возможность самим использовать внешние проявления эмоций для ориентировки в ситуациях взаимодействия, это мешает им научиться самостоятельно регулировать свое поведение на основе понимания эмоций других детей.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Ученые впервые на практике реализовали знаменитый мысленный эксперимент с «подвижной щелью», который обсуждали Бор и Эйнштейн почти 100 лет назад. Опыт с отдельным атомом показал, что попытка отследить путь частицы неизбежно разрушает ее волновые свойства.
Зоологи из Университета Нового Южного Уэльса выяснили, что слоны Ботсваны реагируют на жужжание пчел гораздо спокойнее, чем их сородичи в Восточной Африке. Это открытие осложняет внедрение экологичных методов защиты урожая: то, что пугает животных в Кении, здесь может не сработать.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Зоологи из Университета Нового Южного Уэльса выяснили, что слоны Ботсваны реагируют на жужжание пчел гораздо спокойнее, чем их сородичи в Восточной Африке. Это открытие осложняет внедрение экологичных методов защиты урожая: то, что пугает животных в Кении, здесь может не сработать.
Исследователи проанализировали огромный массив данных столкновений элементарных частиц и впервые выявили статистически значимые свидетельства распада бозона Хиггса на мюон и антимюон. Это подтвердило, что фундаментальный механизм наделения массой работает не только для тяжелой материи, но и для более легких частиц.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Человеческие языки разнообразны, но это разнообразие ограничивается повторяющимися закономерностями. Пытаясь описать правила, которым подчиняются различия в грамматике, лингвисты сформулировали ряд так называемых грамматических универсалий — утверждений, предположительно верных для всех или большинства языков мира. Международная команда ученых провела статистический анализ на материале 2430 языков и обнаружила, что соответствующими действительности можно считать около трети таких утверждений.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
