• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
18.10.2024
МАИ
367

Время роботов: как развивают беспилотный транспорт в России

4.8

Сегодня логистика наземного и воздушного транспорта претерпевает большие изменения. Благодаря активно развивающимся цифровым и информационным технологиям, совершенствованию искусственного интеллекта на глобальный рынок выходит новый тренд — беспилотный транспорт, а профессия водителя плавно переходит в разряд вымирающих. Футуристическое будущее обретает реальное лицо. И Россия активно движется в направлении общемировых тенденций. Об этом и многом другом рассказал директор Центра беспилотных летательных аппаратов МАИ Юрий Бухарев.

Дрон / © Пресс-служба МАИ

Среди разрабатываемых и внедряемых видов беспилотного пассажирского транспорта сегодня присутствуют не только поезда, но и трамваи, автобусы, наземное и аэротакси. Для доставки грузов практикуется использование беспилотных грузовиков, а для доставки посылок в отдаленные и труднодоступные районы – дронов. Однако, несмотря на то, что и бизнес, и государство заинтересованы во внедрении «транспорта будущего», большинство проектов пока находятся в стадии разработки или работают на ограниченных участках.

«Тренда на какой-то конкретный аппарат сегодня нет. Схема построения определяется на основании того, на какое расстояние, за какой срок и что надо перевозить», – говорит директор Центра беспилотных летательных аппаратов МАИ Юрий Бухарев.

Эксперт полагает, что наиболее перспективные проекты, которые сейчас на устах отечественного и мирового сообщества, будут внедрены в течение пяти лет.

«Будь то перевозка грузов или людей, но это точно случится. Главные проблемы, которые предстоит решить, не считая законодательной базы – окупаемость затрат на дорогой беспилотный транспорт, подходящая инфраструктура для его использования, послепродажное обслуживание, а также социальный фактор – возможный рост уровня безработицы среди таксистов и водителей», – отмечает он.

«Умный» транспорт для пассажиров

Тестирование беспилотного трамвая в Москве, маршрут которого пролегает между районом Строгино и станцией метро «Щукинская», находится сегодня на втором этапе. За работой искусственного интеллекта, который способен сканировать с помощью лидаров и создавать трехмерную модель окружающего пространства, следит водитель. Полностью перейти на беспилотный режим планируется в конце 2025 года. А к 2027 году перевести на него более 80 процентов подвижного состава столицы.

В конце августа этого года на Московском центральном кольце стартовали испытания первой беспилотной «Ласточки». К 2026 году планируется запустить полностью беспилотный поезд. Что касается беспилотных автобусов, то сборка прототипов и их испытания намечены на 2025-2030 годы. Целью программы также является достижение абсолютного автономного движения.

В Иннополисе, расположенном в Татарстане, с 2018 года работает беспилотное такси Яндекса. Согласно опросу разработчика пассажиры очень быстро привыкают к отсутствию водителя, а главными преимуществами беспилотного такси они называют безопасность, аккуратность вождения и отсутствие необходимости коммуницировать с водителем.

Разработкой аэротакси в России занимается несколько организаций. Одним из наиболее прогрессивных стал проект компании Hover, которая в 2022 году первая запустила процесс сертификации летательного аппарата. Первые коммерческие полеты запланированы в перспективе ближайших 1-3 лет. Такси вмещает до двух пассажиров, работает от электричества и развивает скорость до 200 км/ч. А в Московском авиационном институте занимаются разработкой беспилотного аэротакси с вертикальным взлетом и посадкой и электрической силовой установкой на водородном топливе, которое обеспечивает нулевой выброс вредных веществ. Проектирование такого аэротакси планируется завершить в 2025 году.

Эволюция грузового транспорта

В 2023 году на трассе М11 «Нева» стартовали коммерческие перевозки с использованием беспилотного грузового транспорта, что позволило сократить время перевозки с 20 до 10 часов. До сентября 2024 года на пунктах въезда в город водитель был обязан находиться за рулем, теперь – нет. Пока по трассе запущены четыре беспилотных грузовика: два от КАМАЗа и два от «Сберавтотеха». В 2025 году их будет более 90.

Также в августе 2024 года председатель правительства России Михаил Мишустин подписал постановление, разрешающее проведение беспилотных грузоперевозок на Центральной кольцевой автомобильной дороге и трассе М-12 «Москва-Казань».

«Беспилотие активно внедряется и в сельскохозяйственном секторе для проведения наземных работ, – отмечает Юрий Бухарев. – Поля, имеющие четкие границы, являются отличным полигоном для испытания «интеллектуальных тракторов». Так, в 2023 году тракторы с искусственным интеллектом провели посевные работы, обработку почвы, внесение удобрений, опрыскивание более чем на 2,3 миллионов гектар земли».

Есть еще один вид беспилотного транспорта, который для многих стал уже привычным явлением – роботы-доставщики. Они доставляют грузы от двери до двери со скоростью 5-8 км/ч. Сегодня их услугами пользуются более 200 магазинов.

«Перевозка грузов роботами Яндекса работает в Москве, Санкт-Петербурге, Иннополисе. Я думаю, что пока мы разбираемся с рынком аэротакси и доставкой грузов, в течение пяти лет эти маленькие роверы полностью заменят курьеров на велосипедах. Главное, чтобы они не создавали дополнительные пробки на наших трассах», – говорит Юрий Бухарев.

Нормы и правила для новой отрасли

Для полноценного развития беспилотных транспортных систем необходимо создание инфраструктуры, разработка законодательства и регулирования, проведение тестов и обучение специалистов. Работа в этой области уже ведется.

Так, в начале 2024 года Минтранс доработал закон «О высокоавтоматизированных транспортных средствах». Он будет регламентировать работу беспилотного транспорта. Один из основных аспектов — кто будет отвечать за ДТП. Помимо этого указано, что беспилотники смогут ездить только по тем дорогам, у которых есть «цифровой двойник» (данные о состоянии дороги передаются транспорту в режиме реального времени), и ряд других норм и ограничений. По плану Минтранса закон должен вступить в силу 1 сентября 2025 года.

Главным тестовым полигоном сегодня для беспилотного транспорта в России является полигон ФГУП НАМИ в Дмитрове. Также Минпромторг и ФГУП НАМИ создадут еще три полигона: один для испытаний беспилотных автомобилей (в Москве), два для испытаний технологий автономности для рельсового транспорта и сельхозтехники (в Санкт-Петербурге).

«Одна из нерешенных пока проблем в России состоит в том, что компаний, которые делают оборудование для беспилотников, можно пересчитать по пальцам. И не у всех есть сертификаты годности комплектующих изделий, позволяющих поставить оборудование на летательный аппарат. Поэтому перед разработчиками аэротакси встает вопрос легализации приобретенного прибора. Сертификация в составе борта является палкой о двух концах – при необходимости расширить или изменить функционал оборудования потребуется выполнить довольно приличный объем повторных испытаний летательного аппарата с обновленным прибором, что не всегда удобно и выгодно. Также сертификация в составе борта не позволяет разработчикам оборудования применять приборы на других типах летательных аппаратов, потребуется повторное прохождение испытаний. А это экономически невыгодно», – говорит Юрий Бухарев.

Можно ли разрешить роботам самостоятельно принимать решения? Как отмечает Юрий Бухарев, на текущий момент ИИ можно доверить работу с данными, полученными с полезной нагрузки, обработки данных об окружающей обстановке и выдачи рекомендаций оператору, либо какой-то другой функционал, который не влияет на полет и безопасность. Но разрешать искусственному интеллекту управлять полетом беспилотника, который эксплуатируется над обитаемым пространством и в несегрегированном воздушном пространстве, нельзя. По крайней мере, пока нет четких правил разработки и сертификации такого ПО с элементами ИИ.

«В настоящее время система работает безопасно тогда, когда конечное решение о движении дрона принимает человек, а не ИИ. Потому что ИИ – это программное обеспечение, которое действует на основании записанных сценариев развития событий. И человек здесь нужен в качестве звена, которое сможет адекватно оценить нестандартную ситуацию и принять верное решение», – отмечает Юрий Бухарев.

Материал подготовлен при поддержке Минобрнауки России. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) ведёт свою историю с 20 марта 1930 года. Сегодня МАИ – ведущий высокотехнологичный вуз России, обеспечивающий подготовку инженерных кадров и проведение передовых научных исследований мирового уровня. В 2021 г. программа развития Московского авиационного института прошла отбор в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». МАИ вошёл в первую группу университетов по треку «Территориальное и (или) отраслевое лидерство» программы «Приоритет 2030».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Позавчера, 17:04
ФизТех

Множество ученых по всему миру объединились, чтобы составить и опубликовать всеобъемлющую дорожную карту разработки межатомных потенциалов машинного обучения в области материаловедения и инженерии. Они подробно описали, как машинное обучение должно привести к революции в нашем понимании в проектировании и открытии новых материалов, позволяя проводить компьютерное моделирование атомов.

Вчера, 11:30
ИИМК РАН

Специалисты Института истории материальной культуры РАН ведут работы по созданию единого цифрового архива Старой Ладоги — древнейшего городского поселения на Северо-Западе России. В базу войдут оцифрованные материалы более чем за 100 лет археологических исследований: от рукописных отчетов экспедиций XX века до современных 3D-моделей раскопов.

Вчера, 10:16
СПбГУ

Ученые СПбГУ предложили инновационный подход к синтезу виниловых соединений, значительно снизив количество отходов и риски, связанные с использованием ацетилена. Новый метод позволяет эффективно получать ценные химические соединения с минимальным воздействием на окружающую среду.

27 марта
Сколтех

Ученые из Сколтеха исследовали разнообразие молекул, которые могут образовываться из атомов кислорода и углерода. Помимо широко известных углекислого и угарного газов, моделирование обнаружило две сотни экзотических, но относительно стабильных соединений этих двух элементов, многие из которых не были описаны ранее. Этот класс веществ представляет интерес для исследований космоса, аккумуляторных технологий, биохимии и — неожиданным образом — для разработки промышленной взрывчатки и ракетного топлива. Как оказалось, некоторые из открытых веществ при распаде будут высвобождать более 75 процентов взрывной энергии тротила.

Позавчера, 13:18
Татьяна

Два ключевых события сыграли решающую роль в формировании генетического профиля современных европейских народов. Первое связано с приходом ранних фермеров из Анатолии примерно восемь тысяч лет назад, второе — масштабная миграция на запад носителей ямной степной культуры, начавшаяся пять тысяч лет назад. Однако ученые видят множество отличий от общей картины в разных регионах. В новой работе они проанализировали ДНК древних жителей самого северо-запада Европы и обнаружили более тесную связь с охотниками-собирателями, чем где бы то ни было.

Позавчера, 07:50
Игорь Байдов

В архивах английского поместья столетиями пылилась ничем не примечательная книга учета XVI века. Никто не подозревал, что внутри ее переплета скрываются фрагменты пергамента с историями, которые переписывали монахи семь веков назад. Тайна раскрылась, когда архивариус заметил странные символы на обложке. Так началось расследование, объединившее разных ученых. Исследователи три года пытались прочитать текст, не прикасаясь к нему. Теперь они представили результат своего труда — мир получил два ранее неизвестных эпизода о волшебнике Мерлине, короле Артуре и рыцаре Гавейне.

6 марта
Юлия Трепалина

В двойственных, или обратимых, изображениях зритель может увидеть разные объекты в зависимости от того, на каких деталях концентрируется его внимание. Среди известных примеров таких рисунков — иллюзия «кролик-утка», сочетающая двух животных, и обратимая ваза (или ваза Рубина), которая может казаться двумя силуэтами лиц, если сосредоточиться на фоне. В соцсетях и популярных СМИ часто публикуют подобные картинки, утверждая, что по тому, какое изображение человек видит в первую очередь, можно судить о его личностных чертах и особенностях мышления. Двое психологов из Великобритании недавно проверили, так ли это на самом деле.

15 марта
Юлия Трепалина

Когда пара расстается, многие люди продолжают испытывать чувства к своим бывшим. Если разрыв произошел по инициативе другой стороны и отношения длились много лет, полностью «забыть» еще недавно близкого человека может быть непросто. Существует мнение, что и после расставания привязанность к экс-партнерам в какой-то мере сохраняется. Впрочем, согласно другой точке зрения, со временем эта эмоциональная связь ослабевает и утрачивается. Разобраться, как происходит на самом деле и сколько времени может потребоваться на полный эмоциональный разрыв с бывшими возлюбленными, взялись психологи из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне (США).

18 марта
Илья

Масштабный анализ геномов показал, что вид Homo sapiens возник в результате смешения двух древних популяций. Они разделились полтора миллиона лет назад, а затем воссоединились до расселения по миру.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно