В Сколтехе открыли новый биомаркер для диагностики рака печени — Naked Science
Сколтех

В Сколтехе открыли новый биомаркер для диагностики рака печени

5.1

Группа ученых из Сколтеха под руководством профессора Сколтеха и МГУ Ольги Донцовой открыла новую некодирующую РНК специфичную для печени. Ученые проследили связь с количеством этой РНК в здоровой печени и при канцерогенезе и предложили использовать ее в качестве биомаркера, создав новую панель для постоперационной диагностики различных типов рака печени. До этого момента не было ни одного качественного диагностического маркера для рака печени, который ставят в основном по УЗИ или КТ.

В Сколтехе открыли новый биомаркер для диагностики рака печени / ©worldofoncology.com

Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Cancer Research and Clinical Oncology. Работа выполнена при поддержке гранта РНФ. Онкомаркерами называют вещества, по которым врачи могут определить наличие у человека онкологического заболевания. В качестве онкомаркеров могут использовать любые вещества, концентрация которых значимо отличается у больного и здорового человека.

В роли онкомаркеров могут выступать некодирующие РНК – молекулы РНК, не кодирующие белки, но играющие важную роль в процессах регуляции жизнедеятельности клеток. Некодирующие РНК разделяют на универсальные, присутствующие во всех клетках организма, и тканеспецифичные, обнаруживаемые только в определенных органах и тканях.

Группа ученых из Сколтеха нашла в печени ранее неописанную некодирующую РНК, которую можно использовать в качестве биомаркера. Новую молекулу назвали HELIS (HEalthy LIver Specific), потому что в отличие от классических онкомаркеров, свидетельствующим о наличии заболевания, она служит маркером здоровой печени, ее можно даже назвать анти-онкомаркером.

По словам первого автора исследования научного сотрудника Центра наук о жизни Сколтеха Ольги Бурениной эта особенность может трактоваться как преимущество: «Многие классические онкомаркеры далеко не всегда проявляют себя при раке, или их количество может возрастать из-за других болезней, в случае печени из-за цирроза или гепатита. Маркеры “здоровой печени” могут быть более информативны, ведь если в раковых клетках что-то “сломалось”, например, нарушено производство HELIS, то это уже так просто не починится».

В сотрудничестве с НИИ канцерогенеза ФГБНУ «Российский научный онкологический центр имени Н. Н. Блохина» Минздрава РФ и Российским научным центром хирургии имени акад. Б.В. Петровского, предоставившими ученым постоперационные образцы шести видов опухолей печени, удалось показать, что во всех опухолевых образцах уровень HELIS снижался по сравнению с нормой, причем в некоторых типах рака ­вплоть до полного исчезновения.

Далее ученые посмотрели на поведение уже известных некодирующих РНК в этих образцах и отобрали еще три потенциальные онкомаркера. В итоге получилась панель из четырех биомаркеров, по-разному изменяющихся в разных типах рака, в том числе способных отличить доброкачественную и злокачественную опухоль.

«На данный момент нет ни одного хорошего диагностического маркера для рака печени, диагноз ставят в основном по УЗИ или КТ и вырезают всю опухоль вне зависимости оттого, какую именно подозревают. Биопсию чаще всего не берут. Поэтому реальный диагноз ставится по результатам гистологии, которую ждут 10–14 дней», – рассказывает Ольга Буренина. Новая панель может использоваться для быстрой первичной диагностики постоперационных препаратов опухолей печени, а также для дополнительного анализа сомнительных клинических случаев.

Сколтех

Возможно, это открытие заставит ученых пересмотреть некоторые из общепринятых воззрений на процессы космической эволюции.