24 марта
ПНИПУ
2 263

Гидродинамическая модель ученого Пермского Политеха увеличит нефтедобычу

4.6

Одна из актуальных и важнейших задач нефтедобывающих компаний сегодня — увеличение добычи полезного ископаемого. Большинство организаций, имея сложные коллекторы с низким фильтрационно-емкостным свойством, применяют гидродинамические методы добычи нефти. Наиболее популярная и малозатратная технология — так называемое циклическое заводнение. На примере геолого-гидродинамической модели, которая учитывает сложности добычи нефти на Гагаринском месторождении, ученый Пермского Политеха показал, как метод циклического заводнения позволит увеличить нефтедобычу из карбонатного коллектора.

Гидродинамическая модель ученого Пермского Политеха увеличит нефтедобычу / ©Getty images

В исследовании также принял участие Александр Менгалиев, ведущий инженер группы внедрения и сопровождения интегрированных моделей, ТПП «Ямалнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь». Результаты разработки опубликованы в журнале «Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов 2021».

Циклическое заводнение — это популярный и малозатратный метод, при котором периодически меняют режим работы скважины путем прекращения и возобновления закачки воды. «В большинстве случаев циклическое заводнение моделируется на трехмерных синтетических моделях, не учитывая реальные процессы, которые происходят в глубинах земли. Для точности исследования были разработаны модифицированные цифровые двойники месторождений, которые максимально приближены к реальным условиям и учитывают все процессы, происходящие в пластовых условиях», — сообщил кандидат технических наук, доцент кафедры нефтегазовых технологий Пермского национального исследовательского политехнического университета Дмитрий Мартюшев.

Кандидат технических наук, доцент кафедры нефтегазовых технологий Пермского национального исследовательского политехнического университета Дмитрий Мартюшев / ©Пресс-служба Пермского Политеха

После создания геолого-гидродинамической модели исследователи произвели расчет различных вариантов, исходя из особенностей строения участков залежей Гагаринского месторождения. Кроме того, был выполнен и подбор эффективных параметров проведения циклического метода воздействия.

Внешний вид модифицированной геолого-гидродинамической модели фаменской залежи Гагаринского месторождения / ©Пресс-служба Пермского Политеха

По словам ученых, выполненное моделирование циклического заводнения на определенных участках залежи продемонстрировало увеличение добычи нефти. На сегодняшний день модифицированы более 10 цифровых двойников месторождений, проведен расчет циклического заводнения, выделены участки залежи, где технология эффективна и может быть реализована, подобраны параметры ее проведения.

Технология разработчиков находится на стадии внедрения и промышленной апробации. Исследователи готовят патентную заявку. Результаты позволяют в дальнейшем развивать и совершенствовать геолого-гидродинамическое моделирование и проектирование различных видов заводнения.